|
… процесса | - способен воспроизводить и адаптировать авторские и комплексные педагогические технологии в педагогическом процессе безопасности жизнедеятельности | -способен разработать новую педагогическую технологию, использовать собственные авторские приемы и методы обучения в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности, научно обосновывать эффективность их использования, новизну и практическую значимость | |||
-способен воспроизводить и разрабатывать средства диагностики эффективности образовательного процесса на основе использования соответствующего педагогического опыта | -способен разработать новые средства диагностики эффективности образовательного процесса обучающихся, научно обосновывать их использование в образовательном процессе: надежность и валидность | |||||
Владеет: | ||||||
- формами, средствами, методами реализации и диагностики эффективности образовательного процесса в объеме, позволяющем практически реализовать образовательный процесс | -формами, методами, средствами реализации и диагностики эффективности образовательного процесса в объеме, позволяющем реализовать образовательную деятельность с учетом современных нормативных, психолого-педагогических, методических требований. | - навыками теоретических и практических исследований, позволяющих организовать инновационный педагогический процесс по изучаемому предмету | ||||
-стандартным психолого-педагогическим и методическим инструментарием, позволяющим разрабатывать средства диагностики и оценивать их эффективность | - психолого-педагогическим, статистическим, методическим, методологическим инструментарием позволяющем исследовать и разрабатывать новые научно-обоснованные средства эффективности образовательной деятельности | |||||
ПК-4 способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- основные понятия и определения в области социализации личности, профессиональной ориентации | - имеет представления понятиях «социальные нормы», «социальная среда», «социальные связи», «общение», «самосознание личности», «компоненты Я-образа» в контексте социальной роли и адаптации обучающегося в микросоциальном коллективе класса | - знает параметры нейтрального, позитивного и негативного воздействия микросоциальной среды учебного коллектива на социализацию и учебную адаптацию индивидуума, методы и средства коррекции воздействия социальной среды на развитие личности |
-имеет представление о прикладном значении преподаваемой отрасли знания в контексте возможной профессиональной ориентации обучающихся | -способах и средствах формирования у обучающихся профессионального интереса к изучаемому предмету | |
Умеет: | ||
- выявлять педагогические, социальные, учебные, коммуникативные, адаптационные проблемы обучающихся | - осуществлять индивидуальные и групповые наблюдения, психолого-педагогические исследования, позволяющие выявит проблемы адаптации обучающихся к изучению учебного предмета | -осуществлять комплексный психолого-педагогический мониторинг учебных групп и отдельных учащихся на предмет выявления личностных, семейных, учебных проблем социализации в учебном коллективе |
-способен разрабатывать дидактические средства для обеспечения адаптации обучающихся к учебному предмету | -способен разработать программы учебной адаптации и социализации обучающихся | |
-формировать профессиональный интерес к учебному предмету | -формировать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся в рамках учебного предмета | - разрабатывать программы индивидуальной образовательной траектории для обучающихся, проявляющих повышенные способности в рамках предметной области |
Владеет: | ||
- формами, средствами, методами выявления социальной дезадаптации, проблем адаптации, коррекции адаптации и социализации | -психолого-педагогическим инструментарием достаточным для выявления проблем адаптации учащихся к учебной деятельности в рамках учебного предмета | - навыками психолого-педагогических исследований в объеме, позволяющем проводить научные исследования в области учебной дезададаптации личности |
-психолого-педагогическими, дидактическими формами, методами и средствами, позволяющими организовать процесс социализации личности в рамках учебного предмета | - психолого-педагогическим, статистическим, методическим, методологическим инструментарием позволяющем разрабатывать и научно обосновывать программы социализации личности и коллектива | |
-профессионально ориентированным дидактическим инструментарием | -разрабатывает профессионально-ориентированные уроки | -разрабатывает профессионально ориентированные индивидуальные программы обучения |
ПК-5 способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Знает: | ||||
- основные понятия и определения в области универсальных видов учебной деятельности | - имеет представления понятиях «образовательная среда», «действия целеполагания», «действия планирования», «перцептивные действия», «мнемические действия», «мыслительные действия», «репродуктивные действия», «продуктивные действия», «самооценка», «познавательные действия», «логическое мышление» | - знает методологическую, психолого-педагогическую, методическую научную основу универсальных учебных действий | ||
-имеет представление о психолого-педагогических методах формирования универсальных видов учебной деятельности у обучаемых в рамках предметной области знаний | -знает научно-обоснованные исследовательские методы, приемы и средства формирования универсальных видов учебной деятельности на межпредметной основе | |||
Умеет: | ||||
- разрабатывать учебно-методические, дидактические материалы с учетом формирования универсальных действий | - методически обосновывает, составляет, разрабатывает учебно-методические комплексы, конспекты уроков, индивидуальные и фронтальные дидактические задания с учетом их практикоориентированной направленности и формирования универсальных учебных умений в рамках изучаемого предмета | -научно обосновывает, разрабатывает интегрированные медпредметные дидактические материалы, программы формирования универсальных учебных умений | ||
Владеет: | ||||
- формами, средствами, методами формирования универсальных общеучебных умений в рамках предметной области знания | -психолого-педагогическим, дидактическим инструментарием достаточным для формирования в образовательном процессе учебного предмета универсальных общеучебных умений | - навыками психолого-педагогических исследований в объеме, позволяющем проводить научные исследования в области разработки и использования наиболее эффективных технологий, форм образовательного процесса, средств и методов формирования универсальных учебных умений | ||
ПК-6 готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- основные понятия в области педагогического взаимодействия с субъектами образовательной деятельности | - имеет представления понятиях «педагогическое сотрудничество», «профессиональный диалог», «соглашение», «педагогическая опека», «подавление», «индифферентность», «конфронтация», «компромисс». | - системно, объективно оценивает типы педагогического взаимодействия, осознает их значение для организации продуктивной педагогической деятельности |
Умеет: | ||
- организовать продуктивный педагогический процесс на основе педагогики сотрудничества | - совместно планировать цели деятельности, проектировать учебные виды деятельности на основе субъект-субъектных отношений взаимодействующих сторон. | -выявлять и научно обосновывать проблемы педагогического взаимодействия и планировать способы их продуктивного разрешения |
Владеет: | ||
- коммуникативными методиками и педагогическими приемами продуктивного, бесконфликтного взаимодействия в учебно-профессиональной среде | -методами психолого-педагогического воздействия на субъектов педагогической деятельности в объеме необходимом для организации продуктивного педагогического взаимодействия | - методами коммуникативной рефлексии, педагогическим тактом, сдержанностью, тренинговыми методиками профилактики профессиональных конфликтов |
ПК-7 способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности
Структура компетенции | Основные признаки уровня | ||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Знает: | |||
- основные понятия в области технологии обучения в сотрудничестве | - имеет представления понятиях «педагогическое сотрудничество», «работа в команде», «групповая учебная деятельность», «фронтальная учебная деятельность». | - знает современные психолого-педагогические, социологические методы организации и реализации технологии обучения в сотрудничестве | |
Умеет: | |||
- использовать педагогическую технологию обучения в сотрудничестве в профессиональной деятельности | - реализовывать формы учебной деятельности, дидактические материалы, учебные и исследовательские проекты в рамках изучаемой предметной области. | - разрабатывать формы учебной деятельности, дидактические материалы, учебные и исследовательские проекты в рамках изучаемой предметной области. | |
Владеет: | |||
- формами, средствами и методами учебной деятельности в объеме, необходимом для внедрения технологии обучения в сотрудничестве в учебный процесс | -методами проектирования учебной деятельности на основе технологии обучения в сотрудничестве | - методами разработки технологии обучения в сотрудничестве | |
ПК-8 готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- основные понятия в области охраны здоровья обучающихся | - имеет представления понятиях «охрана труда», «охрана здоровья», «профилактика», «школьные патологии», «санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса», «психологическая безопасность детей», «социальная безопасность детей» | - нормы охраны труда обучающихся, способы охраны здоровья и профилактики школьных патологий, мероприятия по психологической и социальной адаптации обучающихся |
-методы визуальной оценки физиологического и психологического состояния обучающихся | - симптоматику психо-физиологических отклонений в состоянии здоровья обучающихся | |
-нормативно-правовые акты (законы, ГОСТы, СанПиНы) в которых содержатся нормы безопасности жизни и здоровья обучающихся | ||
Умеет: | ||
- оценивать психофизиологическое состояние обучающихся в ходе учебной деятельности | - выявлять нарушения психологического и физиологического самочувствия обучающихся на основе визуальной оценки (утомляемость, изменение цвета кожных покровов, повышение температуры тела, раздражительность и пр.) | - оценивать состояние психологического и физиологического здоровья обучаемых на основе первичных симптомов, анализа медицинских карт, успешности обучения |
-выявлять нарушения норм охраны здоровья в учебной деятельности | - оценивать состояние учебных помещений, характер педагогических технологий, средств и методов обучения на предмет безопасности для здоровья обучающихся | -научно обосновывать и прогнозировать риски здоровью обучающихся, возникающие в процессе учебной деятельности |
-разрабатывать мероприятия направленные на формирование безопасного образовательного пространства | - отбирать формы, методы и средства обучения адекватные возрастным психологическим и физиологическим особенностям, уровню подготовленности | - научно обосновывать и разрабатывать формы учебной деятельности направленные на коррекцию психофизиологического состояния обучающихся |
Владеет: | ||
- формами, средствами и методами оценки безопасности образовательного пространства | -формами и средствами рациональной организации учебной деятельности с учетом психологического и физиологического состояния обучающихся | - методами оценки и прогнозирования рисков здоровью обучающихся, возникающих в ходе учебной деятельности |
ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Знает: | ||||
- основные понятия в области исследовательских задач в теории и практике обучения безопасности жизнедеятельности | - имеет представления о понятиях «методы научного исследования», «педагогическая проблема», «педагогический эксперимент», «психолого-педагогическое тестирование», «педагогический мониторинг» | - знает методологию и методику проведения педагогического эксперимента | ||
Умеет: | ||||
- решать исследовательские задачи в контексте теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности | - выявлять педагогическую проблему, планировать педагогический эксперимент, планировать педагогические методы и технологии адекватные поставленной проблеме, оценивать эффективность педагогического эксперимента под руководством научного руководителя | - самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в контексте решения проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности | ||
Владеет: | ||||
- методами научного исследования и диагностики эффективности педагогического эксперимента | -традиционными методами научного исследования и диагностики эффективности педагогического эксперимента | - методологией научного исследования в объеме, позволяющем разрабатывать методы педагогического исследования адекватные поставленным исследовательским задачам | ||
ПК-12 способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности
Структура компетенции | Основные признаки уровня | ||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Знает: | |||
- основные понятия в области педагогических технологий | имеет представления о понятиях «Традиционное обучение», «Интерактивные технологии обучения», «Технологии активного обучения», «Контекстное обучение», «Дидактическая система», «Авторские педагогические технологии», «Программированное обучение», «Дистанционное обучение», «Личностно-ориентированное обучение», «Индивидуально-ориентированное обучение», «Проектное обучение», «Модульное обучение» | - знает структурные и процессуальные элементы педагогической технологии, как целостной психолого-педагогической, дидактической и воспитательной системы | |
Умеет: | |||
- воспроизводить педагогические технологии в контексте предметной области знания | - использовать в профессиональной деятельности различные педагогические технологии, либо их отдельные элементы, адаптировать педагогические технологии к предметной области знания | - самостоятельно разрабатывать педагогические технологии с учетом современных достижений теории и практики обучения, потребностей обучающихся и специфики образовательной аудитории | |
Владеет: | |||
- методами проектирования и реализации образовательного процесса как целостной педагогической системы | -реализует образовательный процесс на различных ступенях образования с учетом технологического подхода к педагогической деятельности | - проектирует образовательный процесс на различных ступенях образования с учетом технологического подхода к педагогической деятельности | |
ПК-13 способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||||
Знает: | ||||||
- основные понятия в области методологии и методики научного исследования | имеет представления о понятиях «научная теория», «научная гипотеза», «наблюдение», «педагогическое измерение», «педагогический эксперимент» | - знает технологию проведения научных исследований | ||||
Умеет: | ||||||
- использовать методы научного исследования для планирования, реализации и коррекции педагогической деятельности | - наблюдать за педагогическим процессом, выявлять явные педагогические проблемы, научно обосновывать пути их решения | - выявлять скрытые психолого-педагогические проблемы на основе использования специальных педагогических измерений и научно обосновывать пути их решения | ||||
Владеет: | ||||||
- научно-исследовательскими методами научного познания в области теории и методики обучения | -методами выявления и научно обоснованного решения педагогических проблем возникающих в ходе педагогической деятельности в рамках предметной области | - методами выявления и научного обоснованного решения педагогических проблем в рамках целостного педагогического процесса | ||||
СК-8 готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения
Структура компетенции | Основные признаки уровня | ||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||
Знает: | |||||
- основные понятия в области безопасности образовательного учреждения | -имеет представления о понятиях «безопасность обучающихся», «обучение персонала образовательного учреждения в области безопасности», «охрана образовательного учреждения» | - организационные, учебно-методические средства повышения защищенности образовательного учреждения | |||
-формы, методы и средства обучения персонала образовательного учреждения в области безопасности | -знает программы и формы реализации инвариантных программ обучения персонала образовательного учреждения в области безопасности | -методы разработки вариативны углубленных программ обучения персонала образовательного учреждения в области безопасности | |||
Умеет: | |||||
- разрабатывать программы обучения персонала образовательного учреждения в области обеспечения безопасности | - разрабатывать инструктивные предписания, программы обучения персонала образовательного учреждения в области обеспечения безопасности субъектов образовательной деятельности | - разрабатывать методические рекомендации, программы обучения для родителей, руководителей образовательного учреждения в области обеспечения безопасности | |||
Владеет: | |||||
-формами, методами, средствами, педагогическими технологиями в объеме, необходимом для организации обучения персонала образовательного учреждения в области обеспечения безопасности субъектов образовательной деятельности | -технологиями обучения взрослых, методиками повышения квалификации персонала образовательного учреждения в соответствии с учетом должностных обязанностей преподавательского и вспомогательного состава | - технологиями обучения взрослых, методиками повышения квалификации руководства образовательного учреждения в соответствии с учетом должностных обязанностей, технологиями организации просветительской работы с родителями и их законными представителями в области обеспечения безопасности детей в учебном процессе | |||
4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | |||
Д/О 6, 7 сем | З/О 5,6,7 сем | |||
Аудиторные занятия (всего) | 90 | 20 | ||
В том числе: |
|
| ||
Лекции (Л) | 36 | 12 | ||
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С) | - | 8 | ||
Лабораторные работы (ЛР) | 54 |
| ||
Самостоятельная работа студента (СРС) | 72 | 178 | ||
СРС в период промежуточной аттестации | 54 | 18 | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет (З) | - | - | |
экзамен (Э) | 6, 7 сем | 6, 7 сем | ||
ИТОГО: Общая трудоемкость | часов | 216 | 216 | |
зач. ед. | 6 | 6 |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
Дневное отделение
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Форма текущего контроля | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | всего | |||
6 семестр | |||||||
«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область научного познания. Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Квалификационные требования к преподавателю - организатору ОБЖ. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Общепедагогические методы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в средней школе. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Традиционные и инновационные педагогические методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Педагогические технологии и их воспроизводимость в образовательном процессе курса «Безопасность жизнедеятельности» | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Типология и структура уроков безопасности жизнедеятельности. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Отчет | |
Проектирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности (тематическое планирование). | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Презентация тематического плана | |
Технология разработки плана –конспекта урока | 2 | 2 |
| 4 | 8 | Презентация урока | |
Подготовка к экзамену |
|
|
| 27 | 27 | Продолжение » |