МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
| УТВЕРЖДАЮ |
| Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова |
| «____»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика обучения по профилю
«Безопасность жизнедеятельности»
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: | 050100.62 «Педагогическое образование» | ||
Профили: | «Физическая культура»; «Безопасность жизнедеятельности» | ||
Формы обучения: | очная, заочная | ||
Срок освоения ООП: | очная – 5 лет; заочная – 5,5 лет | ||
Кафедра:
| безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний | ||
Разработчик: |
| ||
Доцент кафедры безопасности | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Начальник учебно-методического управления __________________ Т.В. Майзель | |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от «26» октября 2011 г. Протокол № 2 | |||
|
| ||
Заведующий кафедрой __________________ Т.А. Романова | |||
|
| ||
|
| ||
Воронеж-2011 | |||
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры
от “26”октября 2011 г.
Ведущий преподаватель Т. В. Зязина
Зав. кафедрой Т. А. Романова
одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедры
от “6 ” сентября 2012 г.
Ведущий преподаватель Т. В. Зязина
Зав. кафедрой Т. А. Романова
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины «Методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»»:
Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:
— осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и методики обучения и воспитания, использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные педагогические технологии (квазипрофессиональные, интерактивные, информационные) и средства оценивания;
— осуществлять профессиональную деятельность на основе личностно-ориентированного, дифференцированного и деятельностного подходов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
— разрабатывать методические материалы, учебно-методические комплексы, проекты образовательной деятельности в объеме, необходимом для обеспечения качества учебного процесса по безопасности жизнедеятельности;
— разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для использования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности;
— использовать современные средства оценивания достижений обучающихся, направленные на повышение мотивации субъектов образовательной деятельности к самосовершенствованию и личностному росту;
— разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, в том числе научно-исследовательскую деятельность, развивать их творческую активность и самостоятельность;
— разрабатывать и проводить мероприятия по обучению персонала образовательного учреждения правилам поведения в случае проявления чрезвычайной ситуации и оказанию доврачебной помощи пострадавшим;
Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:
— осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;
— реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нравственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональной деятельности.
Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:
— самостоятельно разыскивать, изучать, анализировать современные и классические источники информации в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе с использованием баз данных интернет, правовых ресурсов;
— изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, для профессионального самосовершенствования и личностного роста.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5).
в области педагогической деятельности:
- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);
в области научно-исследовательской деятельности:
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);
- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-8)
- 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина Б3.Б.3.3 «Методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, модулю Б3.Б.3 «Методика обучения предметам по профилям».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний», «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности»
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Педагогическая практика в школе».
- 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания: научно-методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности в школе; организационные и методические требования к процессу обучения по безопасности жизнедеятельности в школе; психолого-педагогические и методические особенности преподавания безопасности жизнедеятельности на различных ступенях образования; особенности организационно-педагогической работы преподавателя – организатора безопасности жизнедеятельности; формы, методы и средства организации обучения персонала образовательных учреждения по вопросам безопасности.
Умения: проектировать образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности с учетом научно-методических, организационных, психолого-педагогических, физиологических требований; разрабатывать локальные документы нормативные документы, находящиеся в зоне ответственности преподавателя –организатора безопасности жизнедеятельности; способен проектировать образовательный процесс с персоналом образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности.
Навыки: научно-методической, психолого-педагогической, организационно-управленческой деятельности в объеме необходимом для реализации профессиональных обязанностей преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Знает | ||||
- объём и смысл понятий, определяющих культуру мышления | - знает сущность понятий: учебно-методическая информация, культура педагогического мышления, восприятие, анализ, синтез, обобщение | - знает основные методы доказательного построения умозаключений в процессе педагогической деятельности | ||
- имеет базовые представление о взаимосвязи вербальных, невербальных методов передачи информации и восприятии информации | - имеет глубокое представление о взаимосвязи вербальных, невербальных методов передачи информации и восприятии информации | |||
- общие закономерности познания и переработки информации | - знает сущность основных мыслительных операций, специфику теоретического мышления | - знает различные методы обработки информации | ||
- знает содержание понятий «опыт», «память», «мышление» | - осознает взаимосвязь мыслительных операций и рефлексии с практической профессиональной деятельностью | |||
- имеет представление об общенаучных и специальных методах научного познания | - знает содержание и специфику различных способов познания мира; сущность основных методов научного познания | |||
- знает различные методы исследования условия поставленной задачи | - знает диалектику цели и средств исследования применительно к теории и методике обучения предметной области | |||
-имеет представление об особенностях соотношения различных единиц языка и единиц мышления, способов и приемов восприятия, анализа и обобщения информации | - знает закономерности соотношения различных единиц языка и единиц мышления, способов восприятия, анализа и обобщения информации, передаваемой в вербальной и невербальной форме | |||
- основные научные понятия изучаемых дисциплин | - знает факты, события, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность теории и практики обучения области знания «Безопасность жизнедеятельности» | - знает закономерности воспроизводства в предметной области знания теоретико-методологических основ теории и практики обучения и опыта практической профессиональной педагогической деятельности | ||
Умеет | ||||
- обобщать, анализировать и воспринимать информацию, делать выводы | - обобщает, анализирует и структурирует информацию и учебный материал, историю развития понятий и обозначений из предметной области «Безопасность жизнедеятельности», в том числе, используя современные информационные и коммуникационные технологии | - обобщает, анализирует и структурирует учебный материал с учетом межпредметных связей и методологии предметной области и общих положений теории и методики обучения | ||
анализирует основные литературные источники, знаком с дополнительной литературой в предметной области знания | оценивает степень релевантности собранных материалов, уточняет спорные моменты и проверяет достоверность материала | |||
разбирает по смысловым единицам учебный текст | интерпретирует противоречия на основе известных элементов и свойств контекстов, имеющих отношение к изучаемому предмету | |||
использовать основные формы передачи вербальной и невербальной информации | анализирует особенности различных форм и видов восприятия, анализа и обобщения вербальной информации и методы отбора, наиболее адекватных из них для решения образовательных задач | |||
- ставить цели и выбирать пути их достижения | - умеет формулировать цели с учетом их иерархии, соотносить их с содержанием изучаемого материала, дидактическими методами и средствами | - умеет разрабатывать соотносить цели с проблемами образовательной деятельности и разрабатывать логические модели, направленные на решение дидактических проблем | ||
Владеет | ||||
- методами мышления, соответствующими нормам «культуры мышления» | - использует при разработке форм, методов и средств обучения логическое и системное мышление | - оперирует современной методологией теории и практики обучения безопасности жизнедеятельности | ||
- методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения | - объективно формулирует общие и частнопредметные цели обучения, отбирает адекватные целям дидактические формы и средства обучения | - научно обосновывает разработку целей, форм и средств обучения с учетом методологических основ теории и практики обучения безопасности жизнедеятельности | ||
- современными методами исследования | - использует современные научные достижения теории и практики обучения для решения образовательных задач | - осуществляет собственную научно-исследовательскую деятельность при выявлении педагогических проблем и разработке способов их решения | ||
ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- основные механизмы социализации личности | - имеет представление о понятиях «толерантность», «диалог» и «сотрудничество» | - знает социально-психологическую сущность отношений, основанных на толерантности, диалоге, сотрудничестве и компромисс |
- значение культуры безопасности для социализации человека к учебной деятельности | - интерпретирует особенности этнокультурного развития человека в контексте культуры безопасности | |
Умеет: | ||
- объяснить систему культуры безопасности в контексте взаимодействия культур в образовательном процессе | - умеет оценивать достижения культуры безопасности; использовать опыт культуры безопасности Европы и России для применения принципов толерантности в межкультурных взаимодействиях | - сравнивает концепции культуры безопасности различных научных школ, выбирает наиболее оптимальные из известных для понимания и оценки актуальных культурологических проблем в области безопасности жизнедеятельности |
- вести диалог и сотрудничать | - применяет диалоговые формы общения; способен к диалогу как способу отношения к культуре и обществу | - применяет социокультурные технологии при реализации форм, средств и методов обучения |
Владеет: | ||
-методами межкультурных коммуникаций | -использует в профессиональной деятельности методы межкультурной коммуникации: рефлексия, моделирование, ролевые игры, самооценка. | -использует критический подход и рефлексию при изучении и решении проблем межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности |
ОК-7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
Структура компетенции | Основные признаки уровня | ||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Знает: | |||
-способы взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса | -знает понятия: «субъект», «педагогический процесс», «учебный коллектив», «межличностное общение» «взаимодействие» | -знает особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе | |
- способы построения межличностных отношений | - знает основы психологии педагогического общения, межличностных отношений | - знает методы и способы разработки и осуществления стратегии взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса. | |
| - имеет представление о феноменах межгруппового взаимодействия, особенности межличностных отношений в группах разного возраста | - понимает условия эффективного функционирования малой группы | |
особенности социального партнерства в системе образования | - имеет представление о стратегиях бесконфликтного поведения | - понимает психолого-педагогическую и физиологическую обусловленность стратегий поведения человека | |
| -знает основы профессиональной педагогической этики | -методы решения проблем в области профессиональной педагогической деятельности | |
Умеет: | |||
- выстраивать межличностные отношения в группах разного возраста | - умеет устанавливать контакты и поддерживать взаимодействие с коллегами по учебе, педагогами, администрацией с учетом ролевой идентификации членов группы | - способен прогнозировать механизмы межличностных отношений, выявлять возможные проблемы и планировать способы их предупреждения и решения | |
-бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса, вести диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации | -понимает основы целесообразного поведения в конфликтной ситуации, выделяет признаки позитивного и конфликтного общения | - диагностирует проблемы конфликтной ситуации, находит психологически грамотные варианты выхода из неё | |
Владеет: | |||
- способами межличностного взаимодействия и коммуникации, обеспечивающими успешную работу в коллективе | - владеет методиками межличностной коммуникации, ведения профессионального диалога и бесконфликтной дискуссии | - психолого-педагогическими методиками в объеме, позволяющем исследовать, прогнозировать процессы взаимодействия субъектов образовательного процесса, выявлять причины профессиональных конфликтов, научно обосновывать и проектировать пути их разрешения | |
ОК - 8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Знает: | ||||
- объём и смысл понятий: методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации | - знает сущность понятий: «обучающие программы по безопасности жизнедеятельности» | - знает основные способы использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе | ||
- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к использованию обучающих программ по безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе | -знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе | |||
- технологии использования программных средств в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | - имеет общее представление об обращении с обучающими программами хранящимися на внешних носителях DVD, USB | - знает алгоритмы использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности, механизмы их активации, хранения и воспроизведения | ||
Умеет: | ||||
- использовать методы и способы, алгоритмы использования программных средств в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | - умеет с учетом психолого-педагогических и физиологических требований использовать обучающие программы в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | - оценивать воспроизводимость и эффективность обучающих образовательных программ на различных ступенях обучения безопасности жизнедеятельности | ||
Владеет: | ||||
- методами проектирования учебной деятельности на основе использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности | - владеет психолого-педагогическими и методическими приемами использования обучающих программных средств в учебном процессе безопасности жизнедеятельности | - владеет технологиями разработки заданий и технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с обучающими программными средствами по безопасности жизнедеятельности | ||
ОК-9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- объём и смысл понятий: | - знает сущность понятий: «образовательный портал», «официальный портал органов образования», «база данных образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности» | - знает основные способы использования web-технологий для поиска учебно-методической и нормативной информации по безопасности жизнедеятельности |
- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к использованию интернет – ресурсов в образовательном процессе | -знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования интернет ресурсов в образовательном процессе | |
- технологии использования интернет ресурсов в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | - знает технологии использования интернет ресурсов по безопасности жизнедеятельности | - знает различные методы и алгоритмы разработки дидактических материалов на основе интернет-ресурсов |
Умеет: | ||
- использовать интернет ресурсы для разработки дидактических материалов по безопасности жизнедеятельности | -использовать для разработки образовательных, учебно-методических материалов информацию баз данных сайтов http://window.edu.ru/ Единое окно образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности; www.school-obz.org – ОБЖ журнал МЧС России; сайтов официальных органов власти: МЧС РФ, Министерства образования РФ, Рособрнадзора РФ | -использовать базы данных сайтов http://window.edu.ru/ Единое окно образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности; &nb… Продолжение » |