МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 

 «Воронежский государственный педагогический университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор  по учебной работе  ___________Г.П. Иванова

 

«____»_________________20___г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методика обучения по профилю
«Безопасность жизнедеятельности»

 

Уровень основной образовательной программы:     бакалавриат  

 
 

Направление подготовки:

050100.62 «Педагогическое образование»

Профили:     

«Физическая культура»; «Безопасность жизнедеятельности»

Формы обучения:

очная, заочная 

Срок освоения ООП:

очная – 5 лет; заочная – 5,5 лет 

Кафедра:                                           

 

безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний

Разработчик:

 

 

Доцент  кафедры безопасности
жизнедеятельности и медицинских знаний                    __________________ Т.В. Зязина


 


 


 


 

Начальник учебно-методического управления               __________________ Т.В. Майзель

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от «26» октября 2011 г. Протокол № 2

 

 

Заведующий кафедрой                                                       __________________ Т.А. Романова

 

 

 

 

Воронеж-2011





             


Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

 

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры

от “26”октября  2011 г.

Ведущий преподаватель Т. В. Зязина

Зав. кафедрой Т. А. Романова

 

одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедры

от “6 ” сентября  2012 г.

Ведущий преподаватель Т. В. Зязина

Зав. кафедрой Т. А. Романова

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________  20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры

от “___”_________  20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

                   Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры

от “___”_________  20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

                   Зав. кафедрой__________________________________________________

 1.    ЦЕЛИ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины «Методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»»:

Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:

— осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и методики обучения и воспитания, использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные педагогические технологии (квазипрофессиональные, интерактивные, информационные) и средства оценивания;

— осуществлять профессиональную деятельность на основе личностно-ориентированного, дифференцированного и деятельностного подходов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

— разрабатывать методические материалы, учебно-методические комплексы, проекты образовательной деятельности в объеме, необходимом для обеспечения качества учебного процесса по безопасности жизнедеятельности;

— разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для использования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности;

— использовать современные средства оценивания достижений обучающихся, направленные на повышение мотивации субъектов образовательной деятельности к самосовершенствованию и личностному росту;

— разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, в том числе научно-исследовательскую деятельность, развивать их творческую активность и самостоятельность;

— разрабатывать и проводить мероприятия по обучению персонала образовательного учреждения правилам поведения в случае проявления чрезвычайной ситуации и оказанию доврачебной помощи пострадавшим;

Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:

— осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;

— реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нравственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональной деятельности.

Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:

— самостоятельно  разыскивать, изучать, анализировать современные и классические источники информации в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе с использованием баз данных интернет, правовых ресурсов;

— изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, для профессионального самосовершенствования и личностного роста.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Выпускник  должен обладать следующими общекультурными  компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными  компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5).

в  области педагогической деятельности:

- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);

в области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

Выпускник должен обладать следующими специальными  компетенциями (СК):

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-8)


  1. 2.    МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

2.1. Учебная дисциплина Б3.Б.3.3 «Методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, модулю Б3.Б.3 «Методика обучения предметам по профилям».

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний», «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности»

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Педагогическая практика в школе».

 
  1. 3.    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:                                                                                                 

 

Знания: научно-методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности в школе; организационные и методические требования к  процессу обучения по безопасности жизнедеятельности  в школе; психолого-педагогические  и методические особенности преподавания безопасности жизнедеятельности на различных ступенях образования; особенности организационно-педагогической работы преподавателя – организатора безопасности жизнедеятельности; формы, методы и средства организации обучения персонала образовательных учреждения по вопросам безопасности.

 

Умения: проектировать образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности с учетом научно-методических, организационных, психолого-педагогических, физиологических требований; разрабатывать локальные документы нормативные документы, находящиеся в зоне ответственности преподавателя –организатора безопасности жизнедеятельности; способен проектировать образовательный процесс с персоналом образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности.

 

Навыки: научно-методической, психолого-педагогической, организационно-управленческой деятельности в объеме необходимом для реализации профессиональных обязанностей преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности.

3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: 

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения

 

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает

- объём и смысл понятий, определяющих культуру мышления

- знает сущность понятий: учебно-методическая информация, культура педагогического  мышления, восприятие, анализ, синтез, обобщение

- знает основные методы доказательного построения умозаключений в процессе педагогической деятельности

- имеет базовые представление о взаимосвязи вербальных, невербальных методов передачи информации и восприятии информации

- имеет глубокое представление о взаимосвязи вербальных, невербальных методов передачи информации и восприятии информации

- общие закономерности познания и переработки информации

- знает сущность основных мыслительных операций, специфику теоретического мышления

- знает различные методы обработки информации

- знает содержание понятий «опыт», «память», «мышление»

- осознает взаимосвязь мыслительных операций и рефлексии с практической профессиональной деятельностью

- имеет представление об общенаучных и специальных методах научного познания

- знает содержание и специфику различных способов познания мира; сущность основных методов научного познания

- знает различные методы исследования условия поставленной задачи

- знает диалектику цели и средств исследования применительно к теории и методике обучения предметной области

-имеет представление об особенностях соотношения различных единиц языка и единиц мышления, способов и приемов восприятия, анализа и обобщения информации

- знает закономерности соотношения различных единиц языка и единиц мышления, способов восприятия, анализа и обобщения информации, передаваемой в вербальной и невербальной форме

- основные научные понятия изучаемых дисциплин

- знает факты, события, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность и  целостность теории и практики обучения области знания «Безопасность жизнедеятельности»

- знает закономерности воспроизводства в предметной области знания теоретико-методологических основ теории и практики обучения и опыта практической профессиональной педагогической деятельности

Умеет

- обобщать, анализировать и воспринимать информацию, делать выводы

- обобщает, анализирует и структурирует информацию и учебный материал, историю развития понятий и обозначений из предметной области «Безопасность жизнедеятельности», в том числе, используя современные информационные и коммуникационные технологии

- обобщает, анализирует и структурирует учебный материал с учетом межпредметных связей и методологии предметной области и общих положений теории и методики обучения

анализирует основные литературные источники, знаком с дополнительной литературой в предметной области знания

оценивает степень релевантности собранных материалов, уточняет спорные моменты и проверяет достоверность материала

разбирает по смысловым единицам учебный текст

интерпретирует противоречия на основе известных элементов и свойств контекстов, имеющих отношение к изучаемому предмету

использовать  основные формы передачи вербальной и невербальной информации

анализирует особенности различных форм и видов восприятия, анализа и обобщения вербальной информации и методы отбора,  наиболее адекватных из них для решения  образовательных задач

- ставить цели и выбирать пути их достижения

- умеет формулировать цели с учетом их иерархии, соотносить их с содержанием изучаемого материала, дидактическими методами и средствами

- умеет разрабатывать соотносить цели с проблемами образовательной деятельности и разрабатывать логические модели, направленные на решение дидактических проблем

Владеет

- методами мышления, соответствующими нормам «культуры мышления»

- использует при разработке форм, методов и средств обучения логическое и системное мышление

- оперирует современной методологией теории и практики обучения безопасности жизнедеятельности

- методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения

- объективно формулирует общие и частнопредметные цели обучения, отбирает адекватные целям дидактические формы и средства обучения

- научно обосновывает разработку целей, форм и средств обучения с учетом методологических основ теории и практики обучения  безопасности жизнедеятельности

- современными методами исследования 

- использует современные научные достижения теории и практики обучения для решения образовательных задач

- осуществляет собственную научно-исследовательскую деятельность при выявлении педагогических проблем и разработке способов их решения






 

 

 

 

ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

 

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- основные механизмы социализации личности

- имеет представление о понятиях «толерантность», «диалог» и «сотрудничество»

- знает социально-психологическую сущность отношений, основанных на толерантности, диалоге, сотрудничестве и компромисс

- значение культуры безопасности для социализации человека к учебной деятельности

- интерпретирует особенности этнокультурного развития человека в контексте культуры безопасности

Умеет:

- объяснить систему культуры безопасности в контексте  взаимодействия культур в образовательном процессе

- умеет оценивать достижения культуры безопасности;  использовать опыт культуры безопасности Европы и  России для применения принципов толерантности в межкультурных взаимодействиях

- сравнивает концепции культуры безопасности различных научных школ, выбирает наиболее оптимальные из известных для понимания и оценки актуальных культурологических проблем в области безопасности жизнедеятельности

- вести  диалог и сотрудничать

- применяет диалоговые формы общения; способен к диалогу как способу отношения к куль­туре и обществу

- применяет  социокультурные технологии при реализации форм, средств и методов обучения

Владеет:

-методами межкультурных коммуникаций

-использует в профессиональной деятельности методы межкультурной коммуникации: рефлексия, моделирование, ролевые игры, самооценка. 

-использует критический подход и рефлексию при изучении и решении проблем межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

 

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

-способы взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса 

-знает понятия: «субъект», «педагогический процесс», «учебный коллектив», «межличностное общение» «взаимодействие» 

-знает особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе 

- способы построения  межличностных отношений

- знает основы психологии педагогического общения,  межличностных отношений

- знает методы и способы разработки  и осуществления стратегии взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса.

 

- имеет представление о феноменах межгруппового взаимодействия, особенности межличностных отношений в группах разного возраста

- понимает условия эффективного функционирования малой группы

особенности социального партнерства в системе образования

- имеет представление о стратегиях бесконфликтного поведения

- понимает психолого-педагогическую и физиологическую обусловленность стратегий поведения человека

 

-знает основы профессиональной педагогической этики

-методы решения проблем в области профессиональной педагогической деятельности

Умеет:

- выстраивать межличностные отношения в группах разного возраста 

- умеет устанавливать контакты и поддерживать взаимодействие с коллегами по учебе, педагогами, администрацией с учетом ролевой идентификации членов группы

- способен  прогнозировать механизмы межличностных отношений, выявлять возможные проблемы и планировать способы их предупреждения и решения

-бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса, вести диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации

-понимает основы целесообразного поведения в конфликтной ситуации, выделяет признаки позитивного и конфликтного  общения

- диагностирует проблемы конфликтной ситуации, находит психологически грамотные варианты выхода из неё

Владеет:

- способами межличностного взаимодействия и коммуникации, обеспечивающими успешную работу в коллективе

- владеет методиками межличностной коммуникации, ведения профессионального диалога и бесконфликтной дискуссии

- психолого-педагогическими методиками в объеме, позволяющем исследовать, прогнозировать процессы взаимодействия субъектов образовательного процесса, выявлять причины профессиональных конфликтов, научно обосновывать и проектировать пути их разрешения





ОК - 8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией

 

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- объём и смысл понятий:  методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации

- знает сущность понятий: «обучающие программы по безопасности жизнедеятельности»

- знает основные способы использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе

- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к использованию обучающих программ по безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе

-знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе

- технологии использования программных средств в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- имеет общее представление об обращении с обучающими программами хранящимися на внешних носителях DVD, USB

- знает алгоритмы использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности, механизмы их активации, хранения и воспроизведения

Умеет:

- использовать методы и способы, алгоритмы использования программных средств в образовательном процессе  безопасности жизнедеятельности

- умеет с учетом психолого-педагогических и физиологических требований использовать обучающие программы в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- оценивать воспроизводимость и эффективность обучающих образовательных программ на различных ступенях обучения безопасности жизнедеятельности

Владеет:

- методами проектирования учебной деятельности на основе использования обучающих программ по безопасности жизнедеятельности

- владеет психолого-педагогическими и методическими приемами  использования обучающих программных средств в учебном процессе безопасности жизнедеятельности

- владеет технологиями разработки заданий и технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с обучающими программными средствами по безопасности жизнедеятельности







ОК-9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

 

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- объём и смысл понятий:

- знает сущность понятий: «образовательный портал», «официальный портал органов образования», «база данных образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности»

- знает основные способы использования web-технологий для поиска учебно-методической и нормативной информации по безопасности жизнедеятельности

- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к использованию интернет – ресурсов в образовательном процессе

-знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования интернет ресурсов в образовательном процессе

- технологии использования интернет ресурсов в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- знает технологии использования интернет ресурсов по безопасности жизнедеятельности

- знает различные методы и алгоритмы разработки дидактических материалов на основе интернет-ресурсов

Умеет:

- использовать интернет ресурсы для разработки дидактических материалов  по безопасности жизнедеятельности

-использовать для разработки образовательных, учебно-методических материалов информацию баз данных сайтов http://window.edu.ru/ Единое окно образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности;  www.school-obz.org – ОБЖ журнал МЧС России; сайтов официальных органов власти: МЧС РФ, Министерства образования РФ, Рособрнадзора РФ

-использовать базы данных сайтов http://window.edu.ru/ Единое окно образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности; &nb… Продолжение »