МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Экология и безопасность жизнедеятельность
для специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебный план: 050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», утвержден ученым советом ВГПУ 29.09.05, протокол № 2
Форма обучения: очная Срок обучения: 5 лет
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воронеж – 2010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа: одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры от “26”октября 2011 г. Ведущий преподаватель Т. В. Зязина Зав. кафедрой Т. А. Романова
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выписка из ГОС ВПО Экология и безопасность жизнедеятельности ДПП.Ф.11
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экологическая безопасность, основные понятия. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Экологические проблемы современности. Источники и характеристики загрязнений различных сфер. Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Пути решения экологических проблем. Мониторинг среды обитания. Экологическая оценка состояния региона. Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Информационные технологии в управлении средой обитания. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является – овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков в области экологической безопасности. Задачи дисциплины: – формирование у студентов способности идентифицировать факторы и источники негативного воздействия на окружающую среду, обусловленные деятельностью человека; – овладение студентами навыками мониторинга экологического состояния среды обитания; - овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений оценки влияние экологических факторов на здоровье населения; – овладение студентами современными, в том числе информационными средствами и методами прогнозирования, оценки и управления состоянием окружающей среды; – формирование навыков разработки программ развития и оптимизации экологического состояния региона; – овладение комплексом знаний в области международного сотрудничества в области охраны окружающей среды от воздействия негативных факторов природной и техногенной среды; – овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по организации школьной и внешкольной работы по экологической безопасности.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности» относится к циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.11) федерального компонента ДПП государственного образовательного стандарта 050104 Областями профессиональной деятельности специалистов, на которые ориентирует дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности», являются учреждения образования, детского отдыха и туризма. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности специалистов: - обучение. -воспитание. -развитие, -просвещение. Профильными для данной дисциплины является учебно-воспитательная; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая профессиональная деятельность учителя безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения по разделам экологической безопасности в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов, в которых изучаются вопросы экологической безопасности программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения разделов экологической безопасности в курсе «Безопасность жизнедеятельности», в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к изучению разделов экологической безопасности; в области культурно-просветительной деятельности: - формирование культуры экологической безопасности учащихся; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы по разработке учебно-методических материалов по экологической безопасности; - самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: - рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; - организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся в области экологической безопасности; - организация экологической безопасности образовательных учреждений; - организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций экологического характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий; - оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций экологического характера. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Безопасный отдых и туризм», «Опасности техногенного характера», прохождения учебной практики по безопасности жизнедеятельности, прохождения педагогической практики по безопасности жизнедеятельности в 7, 8, 9 классах, подготовки к выполнению профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности по разработке паспорта безопасности образовательного учреждения.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студенты должны:
Знать – фундаментальные понятия экологии; - основные экологические законы пределы совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы; - механизмы поддержания гомеостаза в экосистемах; - современные глобальные и локальные экологические проблемы; - источники загрязнения окружающей среды; - механизмы воздействия загрязняющих веществ, неблагоприятных механических, химических и физических факторов на экосистемы, популяции и человека; - влияние экологических факторов на состояние здоровья человека; - пути решения экологических проблем; - методы мониторинга среды обитания; - методы экологической оценки экологического состояния региона; - средства и методы управления в сфере обеспечения экологической безопасности; - информационные технологии в управлении средой обитания; - основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; - организацию школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.
Уметь – использовать фундаментальные и прикладные понятия экологии для прогнозирования динамики состояния окружающей среды на глобальном и региональном уровнях; – выявлять глобальные и локальные экологические проблемы на основе данных мониторинга состояния окружающей среды; - анализировать динамику состояния здоровья населения региона на основе статистических данных; - прогнозировать динамику состояния здоровья населения региона на основе качественного и количественного анализа экологического состояния жизнеобеспечивающих сред; - прогнозировать экологическую ситуацию в регионе на основе анализа совокупности природных и техногенных условий; - разрабатывать программы оптимизации экологического состояния региона; - использовать информационные технологии для мониторинга, прогнозирования и оценки экологического состояния региона; - использовать информационные технологии для разработки учебно-методических материалов по вопросам экологической безопасности; - осуществлять научные исследования в области экологической безопасности; - разрабатывать учебно-методическое обеспечение для образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности; - разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности в туристических походах; - использовать знания по экологической безопасности для разработки паспорта образовательного учреждения; - использовать знания по экологической безопасности для обеспечения безопасности образовательного процесса учащихся; - оказывать доврачебную помощь обучающимся в случае развития чрезвычайной ситуации экологического характера; - осуществлять культурно-просветительскую работу среди населения по вопросам экологической безопасности.
Владеть – методами изучения и системного анализа научной и методической литературы в области экологической безопасности; - методами и средствами идентификации, мониторинга, прогнозирования и оценки качества окружающей среды и динамики здоровья населения; – современными методами исследований и программным обеспечением необходимым для осуществления научных исследований по вопросам экологической безопасности; - современными педагогическими технологиями и программным обеспечением, необходимым для разработки учебно-методических материалов по экологической безопасности; - технологией обработки сетевых ресурсов (локальных и глобальных) в объеме необходимом для использования знаний и умений по экологической безопасности в профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности; - иностранным языком, на уровне, необходимом для изучения современной научной и учебно-методической литературы по экологической безопасности, изучения опыта международного сотрудничества в области экологической безопасности; -технологиями коммуникации, современной научной терминологией по экологической безопасности в объеме позволяющей осуществлять образовательный процесс, связь в органами госкомприроды, МЧС, учреждениями здравоохранения, образования.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины в дидактических единицах
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Лабораторный практикум
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать бесплатный сайт с uCoz
|