МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 «Воронежский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

 

Экология и безопасность жизнедеятельность

 

для специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

 

Учебный план:

050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», утвержден ученым советом ВГПУ 29.09.05, протокол № 2

 

Форма обучения: очная

Срок обучения: 5 лет

Аудиторные занятия (всего)

48

 

В том числе:

 

 

Лекции

24

 

Лабораторные занятия

24

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

48

 

Вид промежуточной аттестации

 

экзамен

 8 сем. 

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

96

 

 

 

Разработчик:

к.г.н., доцент  кафедры безопасности
жизнедеятельности и медицинских знаний            __________________ Т.В. Зязина

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от « 3  » октября 2010 г. Протокол № 2

 

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., доцент                  __________________ Т.А. Романова

Воронеж – 2010

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

 

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры

от “26”октября  2011 г.

Ведущий преподаватель Т. В. Зязина

Зав. кафедрой Т. А. Романова

 

 

Выписка из ГОС ВПО Экология и безопасность жизнедеятельности ДПП.Ф.11

 

 

Экологическая безопасность, основные понятия. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Экологические проблемы современности. Источники и характеристики загрязнений различных сфер. Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Пути решения экологических проблем. Мониторинг среды обитания. Экологическая оценка состояния региона. Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Информационные технологии в управлении средой обитания. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

1. Цель и задачи дисциплины

 

Целью дисциплины является – овладение студентами комплексом  теоретических знаний и практических умений и навыков в области экологической безопасности.

Задачи дисциплины:

–  формирование у студентов способности идентифицировать факторы и источники негативного воздействия на окружающую среду, обусловленные  деятельностью человека;

–  овладение студентами навыками мониторинга экологического состояния среды обитания;

- овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений оценки влияние экологических факторов на здоровье населения;

–  овладение студентами современными, в том числе информационными средствами и методами прогнозирования, оценки и управления состоянием окружающей среды;

–  формирование навыков разработки программ развития и оптимизации экологического состояния региона;

–  овладение комплексом знаний в области международного сотрудничества в области охраны окружающей среды от воздействия негативных факторов природной и техногенной среды;

–  овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по организации школьной и внешкольной работы по экологической безопасности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности» относится к циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.11) федерального компонента  ДПП государственного образовательного стандарта 050104

Областями  профессиональной деятельности специалистов, на которые ориентирует дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности», являются учреждения образования, детского отдыха и туризма.  

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности специалистов:

- обучение.

-воспитание.

-развитие,

-просвещение.   

Профильными  для данной дисциплины является учебно-воспитательная; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая профессиональная деятельность учителя  безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения по разделам экологической безопасности в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов, в которых изучаются вопросы экологической безопасности программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения разделов экологической безопасности в курсе «Безопасность жизнедеятельности», в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к изучению разделов экологической безопасности;

 в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование культуры экологической безопасности учащихся;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы по разработке учебно-методических материалов по экологической безопасности;

- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся в области экологической безопасности;

- организация экологической безопасности образовательных учреждений;

- организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций экологического характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий;

- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций экологического характера.

  Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Безопасный отдых и туризм», «Опасности техногенного характера», прохождения учебной практики по безопасности жизнедеятельности, прохождения педагогической практики по безопасности жизнедеятельности в 7, 8, 9 классах, подготовки к выполнению профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности по разработке паспорта безопасности образовательного учреждения.  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студенты должны:

 

Знать

– фундаментальные понятия экологии;

- основные экологические законы пределы совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы;  

- механизмы поддержания гомеостаза в экосистемах;

- современные глобальные и локальные экологические проблемы;

- источники загрязнения окружающей среды;

- механизмы воздействия загрязняющих веществ, неблагоприятных механических, химических и физических факторов на экосистемы, популяции и человека;

- влияние экологических факторов на состояние здоровья человека;

- пути решения экологических проблем;

- методы мониторинга среды обитания;

- методы экологической оценки экологического состояния региона;

- средства и методы управления в сфере обеспечения экологической безопасности;

- информационные технологии в управлении средой обитания;

- основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

- организацию школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

 

Уметь

–  использовать фундаментальные и прикладные понятия экологии для прогнозирования динамики состояния окружающей среды на глобальном и региональном уровнях;

– выявлять глобальные и локальные экологические проблемы  на основе данных мониторинга состояния окружающей среды;

- анализировать динамику состояния здоровья населения региона на основе статистических данных;

- прогнозировать динамику состояния здоровья населения региона на основе качественного и количественного анализа экологического состояния жизнеобеспечивающих сред;

- прогнозировать экологическую ситуацию в регионе на основе анализа совокупности природных и техногенных условий;

- разрабатывать программы оптимизации экологического состояния региона;

- использовать информационные технологии для мониторинга, прогнозирования и оценки экологического состояния региона;

- использовать информационные технологии для разработки учебно-методических материалов по вопросам экологической безопасности;

- осуществлять научные исследования в области экологической безопасности;

- разрабатывать учебно-методическое обеспечение для образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности;

- разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности в туристических походах;

- использовать  знания по экологической безопасности для разработки паспорта образовательного учреждения;

- использовать знания по экологической безопасности для обеспечения безопасности образовательного процесса учащихся;

- оказывать доврачебную помощь обучающимся в случае развития чрезвычайной ситуации экологического характера;

- осуществлять культурно-просветительскую работу среди населения по вопросам экологической безопасности.

 

Владеть

–  методами изучения и системного анализа научной и методической литературы в области экологической безопасности;

- методами и средствами идентификации, мониторинга, прогнозирования и оценки качества окружающей среды и динамики здоровья населения;

– современными методами исследований и программным обеспечением необходимым для осуществления научных исследований по вопросам экологической безопасности;

- современными педагогическими технологиями и программным обеспечением, необходимым для разработки учебно-методических материалов по экологической безопасности;

  - технологией обработки  сетевых ресурсов (локальных и глобальных) в объеме необходимом для использования знаний и умений по экологической безопасности в профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности;

- иностранным языком, на уровне, необходимом для изучения современной научной и учебно-методической литературы по экологической безопасности, изучения опыта международного сотрудничества в области экологической безопасности;

-технологиями коммуникации, современной научной терминологией по экологической безопасности в объеме позволяющей осуществлять образовательный процесс, связь в органами госкомприроды, МЧС, учреждениями здравоохранения, образования.

 

 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов



Аудиторные занятия (всего)

48

 

В том числе:

 

 

Лекции (Л)

24

 

Практические занятия (ПЗ)

-

 

Семинары (С)

-

 

Лабораторные работы (ЛР)

24

 

Самостоятельная работа  (всего)

48

 

В том числе:

 

 

Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен)

Экзамен 8 семестр

 

Общая трудоемкость                                                    часы

 

 

 

96

 

 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины в дидактических единицах

 

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

ДЕ 1. Экологическая безопасность, основные понятия. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. 

1

Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России

Экологические факторы и их влияние на живые организмы (факторы формирования экологической безопасности (природные, техногенные, социально-экономические)

Экологический гомеостаз. Пределы экологической безопасности. Законы экологии.

Принципы экологической безопасности. (Понятие о системе экологической безопасности обеспечивающей минимальный уровень неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность и здоровье людей). 

ДЕ 2. Экологические проблемы современности

2

Экологические проблемы современности (глобальные и локальные).

Классификации экологических проблем. 

Проблема глобального потепления. Кислотные осадки. Киотский протокол.

Проблема озоновых дыр.

Проблема истощения энергетических природных ресурсов.

Проблема истощения влажных вечнозеленых лесов.  Опустынивание.

Проблема качества питьевой воды и водообеспеченности.

Проблема захоронения токсичных отходов.

Экологические проблемы промышленных мегаполисов.

Экологические проблемы Российской федерации. Федеральные целевые программы в области экологической безопасности.

ДЕ 3. Источники и характеристики загрязнений различных сфер.

3

Источники загрязнения окружающей среды (общая характеристика).

Классификации источников загрязнения.

Экологические проблемы теплоэнергетики (ТЭЦ, АЭС, ГЭС).

Источники загрязнения окружающей среды токсичными химическими веществами (нефтехимические предприятия, предприятия органического и неорганического синтеза).

 Биологическое загрязнение окружающей среды (сельское хозяйство, пищевая промышленность)

Экологические проблемы транспорта (автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, трубопроводы, порская транспортировка нефти).

Экологические проблемы сельского хозяйства (ядохимикаты, удобрения).

Проблемы захоронения и утилизации отходов (токсичные радиоактивные отходы; бытовые отходы; полигоны по захоронению отходов и требования экологической безопасности).

Физическое загрязнение окружающей среды (вибрации, шум, электромагнитные излучения).

ДЕ 4. Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека.

4

Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Экологически обусловленные заболевания

 Экологически обусловленные заболевания химической этиологии.

Заболевания, обусловленные радиоактивным загрязнением окружающей среды (отдаленные последствия острого и хронического облучения).

Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Заболевания, обусловленные повышенным шумом и вибрациями.

ДЕ 5. Пути решения экологических проблем.

5

Пути решения экологических проблем. Нормирование качества окружающей среды.

Современные подходы к решению экологических проблем.

 Очистка выбросов.

Безотходные  и малоотходные технологии.

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование качества воздуха; нормирование качества воды; нормирование качества почвы; нормирование механических нарушений; нормирование воздействия физических факторов).

ДЕ 5. Мониторинг среды обитания. Экологическая оценка состояния региона

6

Экологическая оценка состояния региона.

Методы и средства мониторинга и оценки экологического состояния.

Методы, средства и технологии прогнозирования экологического состояния региона.

Прогнозирование динамики здоровья населения в регионах по нозологическим группам заболеваний.

ДЕ 6. Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Информационные технологии в управлении качеством окружающей среды.

7

Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды.

Организационные мероприятия управления качеством окружающей среды.

Методы экономического стимулирования и регулирования качества окружающей среды.

Научно-исследовательская деятельность по разработке средств и методов обеспечения экологической безопасности.

Информационные технологии в управлении качеством окружающей среды.

ДЕ 8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

8

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.  

Международные договоры в области экологической безопасности

ДЕ 9. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

9

Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

Разработка учебно-методического обеспечения по разделам экологической безопасности в школьном курсе безопасности жизнедеятельности.

Разработка безопасных туристических маршрутов и внеклассных мероприятий по экологической безопасности.

Разработка паспорта безопасности образовательного учреждения.

 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми  (последующими) дисциплинами

 

п/п

Наименование обеспечиваемых  (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Обеспечиваемые дисциплины

1

Математика с информатикой

 

 

х

х

х

х

х

 

 

 

Последующие дисциплины

6

Безопасный отдых и туризм

 

 

х

х

х

х

х

х

х

7

Опасности техногенного характера

 

х

х

х

х

х

х

х

 

8

Педагогическая практики по безопасности жизнедеятельности в 7, 8, 9 классах

х

х

х

х

х

х

х

х

х

 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Сем.

СРС

Всего

1

Экологические факторы и их влияние на живые организмы (факторы формирования экологической безопасности (природные, техногенные, социально-экономические)

Экологический гомеостаз. Пределы экологической безопасности. Законы экологии.

2

 

2

 

2

6

2

Принципы экологической безопасности. (Понятие о системе экологической безопасности обеспечивающей минимальный уровень неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность и здоровье людей). 

2

 

 2

 

2

6

3

Глобальные экологические проблемы. Проблема глобального потепления. Кислотные осадки. Киотский протокол.

Проблема озоновых дыр.

Проблема истощения энергетических природных ресурсов.

Проблема истощения влажных вечнозеленых лесов.  Опустынивание.

Проблема качества питьевой воды и водообеспеченности.

Проблема захоронения токсичных отходов.

2

 

 2

 

2

6

4

Экологические проблемы теплоэнергетики (ТЭЦ, АЭС, ГЭС). Проблемы захоронения и утилизации отходов (токсичные радиоактивные отходы; бытовые отходы; полигоны по захоронению отходов и требования экологической безопасности).

2

 

2

 

2

6

5

Источники загрязнения окружающей среды токсичными химическими веществами (нефтехимические предприятия, предприятия органического и неорганического синтеза, транспорт).

2

 

2

 

2

6

6

Физическое загрязнение окружающей среды (вибрации, шум, электромагнитные излучения).

2

 

2

 

2

6

7

 Экологически обусловленные заболевания химической этиологии.

2

 

2

 

2

6

8

Заболевания, обусловленные радиоактивным загрязнением окружающей среды (отдаленные последствия острого и хронического облучения).

2

 

 2

 

2

6

9

Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Заболевания, обусловленные повышенным шумом и вибрациями.

2

 

 2

 

2

6

10

Современные подходы к решению экологических проблем.

 Очистка выбросов.

Безотходные  и малоотходные технологии. Нормирование вредного воздействия на окружающую среду

2

 

 2

 

2

6

11

Экологическая оценка состояния региона. Методы и средства мониторинга и оценки экологического состояния. Информационные технологии в управлении качеством окружающей среды. Международные договоры в области экологической безопасности

 

2

 

2

 

 2

6

12

Разработка учебно-методического обеспечения по разделам экологической безопасности в школьном курсе безопасности жизнедеятельности. Разработка паспорта безопасности образовательного учреждения. Оценка экологической безопасности  пришкольного участка и учебных аудиторий.

2

 

2

 

 2

6

 

 Всего

24

 

24

 

 48

96

6. Лабораторный практикум

 

№ п/п

Тема лабораторной работы

час.

Содержание лабораторной работы

1

Экологические факторы и их влияние на живые организмы (факторы формирования экологической безопасности (природные, техногенные, социально-экономические)

Экологический гомеостаз. Пределы экологической безопасности. Законы экологии.

2

1. Оценка жизненных сред и их влияние на выживание видов.

2. Классификация экологических факторов и их обоснование.

3. Экологическая толерантность.

4. Экологическая адаптация

2

Региональные экологические проблемы. Экологические проблемы промышленных мегаполисов.

Экологические проблемы Российской федерации. Федеральные целевые программы в области экологической безопасности.

2

Анализ литературных источников, конспектирование, реферирование
Тематика по вариантам:
I. Экологические проблемы материков и отдельных стран.
II. Экологические проблемы отдельных регионов России.
III. Особоохраняемые территории и их вклад в решение экологических проблем.

3

Экологические проблемы теплоэнергетики (ТЭЦ, АЭС, ГЭС). Проблемы захоронения и утилизации отходов (токсичные радиоактивные отходы; бытовые отходы; полигоны по захоронению отходов и требования экологической безопасности).

2

Расчеты экологических рисков, обусловленных радиационным облучением

4

Источники загрязнения окружающей среды токсичными химическими веществами (нефтехимические предприятия, предприятия органического и неорганического синтеза транспорт).

2

Расчеты экологических рисков, обусловленных химическим загрязнением окружающей среды

5

Физическое загрязнение окружающей среды (вибрации, шум, электромагнитные излучения).

2

Расчеты электромагнитных загрязнений окружающей среды

6

 Экологически обусловленные заболевания химической этиологии.

2

Разработка прогнозов заболеваний химической этиологии (проект)

7

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование качества воздуха).

2

Расчеты загрязнения воздуха

8

Экологическая оценка состояния региона. Методы и средства мониторинга и оценки экологическ