МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Опасности техногенного характера и защита от них
для специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебный план: 050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», утвержден ученым советом ВГПУ 29.09.05, протокол № 2
Форма обучения: очная Срок обучения: 5 лет
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воронеж - 2010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа: одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры от “26”октября 2011 г. Ведущий преподаватель Т. В. Зязина Зав. кафедрой Т. А. Романова
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выписка из ГОС ВПО 050104 «Безопасность жизнедеятельности» ДПП.Ф.08
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация, закономерности проявления. Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах. Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища Чрезвычайные и опасные ситуации на системах жизнеобеспечения. Опасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Меры безопасности. Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации и защиты населения. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Действия учителя в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины Опасности техногенного характера и защита от них являются: Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности: — осуществлять мониторинговые исследования в области динамики и распространения опасных техногенных процессов; —прогнозировать развитие опасных техногенных процессов; —разрабатывать мероприятия по снижению проявления опасных техногенных процессов, участвовать в разработке региональных программ, в том числе для образовательных учреждений по повышению устойчивости объектов экономики от проявления опасных техногенных процессов; —владеть способами анализа нормативно-правовых актов (ГОСТ, СанПиН), разрабатывать на их основе внутренние локальные нормативные акты для образовательных учреждений и организаций в области повышения устойчивости объектов экономики от техногенных рисков; —использовать знания, умения и навыки в области техногенных рисков при разработке паспорта безопасности образовательного учреждения; - организовывать командную работу для решения задач организации защиты образовательного учреждения от опасностей техногенного характера; —владеть способами оказания помощи пострадавшим при проявлении опасностей техногенного характера. Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности: - осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности в области защиты обучающихся от техногенных рисков; - осознавать степень опасности человеческой деятельности в техногенной среде; - осознавать ценностный потенциал культуры безопасности для обеспечения мероприятий по защите жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательного учреждения; Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности: -самостоятельно разыскивать, изучать, анализировать современные источники информации в области теории техногенных рисков; - изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области техногенных рисков для профессионального самосовершенствования и личностного роста; - осваивать современные ГИС-технологии и программное обеспечение необходимое для качественного осуществления профессиональной деятельности; - использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения задач в области исследования опасностей техногенного характера; - самостоятельно осуществлять научное исследование опасностей техногенного характера с использованием современных методов науки.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения учебной дисциплины «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них»» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: классы опасных техногенных процессов, природу их возникновения; методы идентификации, мониторинга и прогнозирования опасностей техногенного характера; классификацию потенциально опасных и гражданских объектов экономики; мероприятия по снижению рисков возникновения опасностей техногенного характера; способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; методы расчетов ущерба от опасных техногенных процессов, алгоритмы управления техногенными рисками. Умения: идентифицировать техногенные риски; осуществлять мониторинговые исследования техногенных опасностей; анализировать картографические материалы, материалы ГИС; использовать математические методы и информационные технологии для разработки прогнозов вероятности развития опасностей техногенного характера; разрабатывать мероприятия по снижению риска проявления опасных техногенных процессов и снижению ущерба человеческих и материальных потерь; проектировать мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики от техногенных катастроф и аварий; разрабатывать проекты управления мероприятиями по снижению последствия проявления опасных техногенных процессов. Навыки: учебно-исследовательской деятельности, мониторинга, моделирования, прогнозирования, в объеме, необходимом для решения проблем в области проявления опасностей техногенного характера; принятия решений и разработки комплексных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; проектно-исследовательской деятельности в объеме, необходимом для разработки программ защиты образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3.РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5.Вопросы для экзамена
1. Понятие «опасной» и «чрезвычайной» ситуации техногенного характера. Классификация опасных факторов техногенной среды. 2. Потенциально опасные объекты экономики. Понятие. Классификация. 3. Радиационно-опасные объекты экономики. Общая характеристика технологического цикла. 4. Основные факторы аварийной опасности радиационно-опасных объектов экономики. 5. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности функционирования радиационно-опасных объектов экономики. 6. Инженерно-технические мероприятия по снижению риска аварий на радиационно-опасных объектах экономики. 7. Неотложные мероприятия в очаге радиационной аварии. 8. Доврачебная помощь пострадавшим от радиационного облучения. 9. Индивидуальные и коллективные средства защиты населения в условиях радиационной аварии. 10. Химически опасные объекты экономики. Общая характеристика аварийно-опасных химических веществ. 11. Нефтегазохимический цикл. Общая характеристика аварийной опасности. 12. Неотложные мероприятия в случае чрезвычайной ситуации на предприятиях нефтегазохимического цикла. 13. Предприятия неорганического синтеза (производство аммиака, соды, серной кислоты). Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. 14. Организационно-технические требования к обеспечению безопасности функционирования предприятий неорганического синтеза. 15. Предприятия по производству агрохимических средств (удобрения, ядохимикаты). Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. 16. Обеспечение безопасности функционирования предприятий по производству агрохимических средств. 17. Предприятия органического синтеза (полимеры, пластмассы). Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. 18. Обеспечение безопасности функционирования предприятий органического синтеза. 19. Химико-фармацевтические предприятия. Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. 20. Обеспечение безопасности функционирования химико-фармацевтических предприятий. 21. Предприятия, использующие аммиачную систему охлаждения. Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. 22. Обеспечение безопасности функционирования предприятий использующих аммиачную систему охлаждения. 23. Неотложные мероприятия в очаге химического заражения. 24. Индивидуальные и коллективные средства защиты от химических веществ. 25. Пожаровзрывоопасные объекты экономики. Общая характеристика аварийной опасности. 26. Организационные и инженерно-технические требования пожарной безопасности. 27. Неотложные мероприятия в очаге пожара. 28. Оказание помощи пострадавшим в очаге пожара. 29. Гидротехнические сооружения. Общая характеристика аварийной опасности. 30. Организационные и инженерно-технические требования безопасности гидротехнических сооружений. 31. Неотложные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. 32. Биологически опасные объекты экономики. Общая характеристика, аварийноопасность. 33. Неотложные мероприятия в случае аварии на биологически опасных объектах экономики. 34. Системы жизнеобеспечения городских и сельских населенных пунктов. Общая характеристика. 35. Коммунальные системы водоснабжения. Общая характеристика аварийной опасности. 36. Требования безопасности и неотложные мероприятия в случае аварии … Продолжение » |
Создать бесплатный сайт с uCoz