МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Учебная программа
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
для подготовки специалистов
Учебный план:
050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», утвержден ученым советом ВГПУ 10.09.2007
Форма обучения: очная
Срок обучения: 5 лет
Аудиторные занятия (всего) | 48 |
|
В том числе: |
|
|
Лекции | 24 |
|
Лабораторные | 24 |
|
Самостоятельная работа студента (СРС) | 52 |
|
Вид промежуточной аттестации
| экзамен 8 сем |
|
ИТОГО: Общая трудоемкость | 100 |
|
|
| Разработчик: к.г.н., доцент кафедры безопасности |
|
|
|
|
| Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от « » октября 2010 г. Протокол № 2 |
|
| Заведующий кафедрой, к.м.н., доцент __________________ Т.А. Романова |
Воронеж-2010
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры
от “26”_октября 2011 г.
Ведущий преподаватель Т. В. Зязина
Зав. кафедрой Т. А. Романова
Рабочая программа:
одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедры
от “6”_сентября 2012 г.
Ведущий преподаватель Т. В. Зязина
Зав. кафедрой Т. А. Романова
Выписка из ГОС ВПО
ОПД.Ф.04 | Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Базовый и профильный уровень. Межпредметные связи. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», учебных сборов на базе воинских частей. Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационные технологии в школе. |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисципльны «Методика обучения безопасности жизнедеятельности»:
Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:
— осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и методики обучения и воспитания, использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные педагогические технологии (квазипрофессиональные, интерактивные, информационные) и средства оценивания;
— осуществлять профессиональную деятельность на основе личностно-ориентированного, дифференцированного и деятельностного подходов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
— разрабатывать методические материалы, учебно-методические комплексы, проекты образовательной деятельности в объеме, необходимом для обеспечения качества учебного процесса по безопасности жизнедеятельности;
— разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для использования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности;
— использовать современные средства оценивания достижений обучающихся, направленные на повышение мотивации субъектов образовательной деятельности к самосовершенствованию и личностному росту;
— разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, в том числе научно-исследовательскую деятельность, развивать их творческую активность и самостоятельность;
— разрабатывать и проводить мероприятия по обучению персонала образовательного учреждения правилам поведения в случае проявления чрезвычайной ситуации и оказанию доврачебной помощи пострадавшим
Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:
— осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;
— реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нравственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональной деятельности.
Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:
— самостоятельно разыскивать, изучать, анализировать современные и классические источники информации в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе с использованием баз данных интернет, правовых ресурсов;
— изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, для профессионального самосовершенствования и личностного роста.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»» относится к блоку дисциплин профессионального цикла, федерального компонента образовательного стандарта 050104 «Безопасность жизнедеятельности».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний», «Теоретические основы безопасности человека»
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Педагогическая практика в школе».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: научно-методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности в школе; организационные и методические требования к процессу обучения по безопасности жизнедеятельности в школе; психолого-педагогические и методические особенности преподавания безопасности жизнедеятельности на различных ступенях образования; особенности организационно-педагогической работы преподавателя – организатора безопасности жизнедеятельности; формы, методы и средства организации обучения персонала образовательных учреждения по вопросам безопасности.
Умения: проектировать образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности с учетом современных научно-методических, организационных, психолого-педагогических, физиологических требований; разрабатывать локальные документы нормативные документы, находящиеся в зоне ответственности преподавателя –организатора безопасности жизнедеятельности; способен проектировать образовательный процесс с персоналом образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности.
Навыки: научно-методической, психолого-педагогической, воспитательной, организационно-управленческой деятельности в объеме необходимом для реализации профессиональных обязанностей преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | ||
| |||
Аудиторные занятия (всего) | 48 | ||
В том числе: |
| ||
Лекции (Л) | 24 | ||
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С) |
| ||
Лабораторные работы (ЛР) | 24 | ||
Самостоятельная работа студента (СРС) | 52 | ||
СРС в период промежуточной аттестации |
| ||
Вид промежуточной аттестации | зачет (З) |
| |
экзамен (Э) | 8 семестр | ||
ИТОГО: Общая трудоемкость | часов | 100 |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах | Форма текущего контроля | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | всего | |||
ДЕ 1 | Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Базовый и профильный уровень. Межпредметные связи. | ||||||
1 | «Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область научного познания. Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
2 | Квалификационные требования к преподавателю - организатору ОБЖ. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
ДЕ 2 | Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. | ||||||
3 | Педагогические технологии и их воспроизводимость в образовательном процессе курса «Безопасность жизнедеятельности» | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
4 | Типология и структура уроков безопасности жизнедеятельности. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
5 | Проектирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности (тематическое планирование). | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
6 | Технология разработки плана –конспекта урока | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
ДЕ 3 | Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. | ||||||
7 | Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
ДЕ 4 | Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», учебных сборов на базе воинских частей. | ||||||
8 | Работа с родителями по безопасности жизнедеятельности в школе | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
9 | Методика разработки внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
ДЕ 5 | Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. | ||||||
10 | Интерактивные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности. | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
ДЕ 6 | Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. | ||||||
11 | Разработка цифровых образовательных ресурсов для проведения занятий по безопасности жизнедеятельности | 2 | 2 |
| 4 | 8 | отчет |
12 | Разработка сайта преподавателя по безопасности жизнедеятельности | 2 | 2 |
| 8 | 12 | отчет |
| Итого | 24 | 24 |
| 52 | 100 | экзамен |
4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Содержание раздела в дидактических единицах |
1 | Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. | Цели и задачи образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в школе. «Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область научного познания. Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. Квалификационные требования к преподавателю- организатору ОБЖ. |
2 | Организационные и методические требования к процессу обучения по безопасности жизнедеятельности в школе.
| Общепедагогические методы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в средней школе. Педагогические методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся. Современные системы количественной оценки знаний и умений учащихся. Технология составления тестовых заданий для контроля знаний и умений учащихся. Формы контроля знаний. Рейтинговая оценка достижений обучающихся. Портфолио. Педагогические технологии в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности». Авторские педагогические технологии. Технология проектного обучения. Технология модульного обучения. Квазипрофессиональные технологии. Интерактивные технологии. Игровые технологии. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне.
|
3 | Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. | Требования к школьному кабинету. Санитарно - гигиенические требования. Методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. |
4 | Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. | Культурно-просветительская работа с родителями в области формирования культуры безопасности. Методика проведения родительских собраний. Внеклассная работа по безопасности жизнедеятельности. Методика организации «Дня защиты детей». Военно-патриотическое воспитание. Организация допризывной подготовки молодежи. |
4. | Технические и аудиовизуальные средства обучения по безопасности жизнедеятельности. | Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. |
5 | Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. | Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационные технологии в школе. |
4.2.4. Лабораторный практикум
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Всего часов |
6 семестр | |||
«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область научного познания. Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. | Анализ образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности для различных ступеней образования | 2 | |
Квалификационные требования к преподавателю - организатору ОБЖ. Анализ нормативного документа «Квалификационные требования к работникам системы образования |
| ||
Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. | Тематическое планирование по безопасности жизнедеятельности | 2 | |
Типология и структура уроков безопасности жизнедеятельности. Разработка логической модели | 2 | ||
Проектирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности (поурочное планирование). | 2 | ||
Технология разработки различных типов уроков | 2 | ||
Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. | Требования к школьному кабинету по безопасности жизнедеятельности | 2 | |
Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. | Технические средства обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические базы данных по безопасности жизнедеятельности. | 2 | |
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. | Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности | 2 | |
Разработка тестов | 2 | ||
Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности | 2 | ||
Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности | 2 | ||
Итого за 8 семестр |
| 24 |
2.4.5. Самостоятельная работа
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Всего часов |
6 семестр | |||
«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область научного познания. Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. | Разработка базы данных «Нормативные документы для организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности» | 4 | |
Разработка должностной инструкции преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности | 4 | ||
Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. | Разработка конспекта программы элективного курса по безопасности жизнедеятельности | 4 | |
Разработка тематического плана по безопасности жизнедеятельности для профильного класса. | 4 | ||
Разработка дидактических материалов по безопасности жизнедеятельности. | 4 | ||
Разработка базы данных «Методические ресурсы по безопасности жизнедеятельности» | 4 | ||
Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. | Разработка методических рекомендаций «Требования к организации учебнрого процеса по безопасности жизнедеятельности» | 4 | |
Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. | Разработка базы данных «Цифровые образовательные ресурсы по безопасности жизнедеятельности» | 4 | |
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. | Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности | 4 | |
Разработка тестов | 4 | ||
Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности | 6 | ||
Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности | 6 | ||
Итого за 8 семестр |
| 52 |
Продолжение »