МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
| УТВЕРЖДАЮ |
| Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова |
| «____»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: | 050100.62 «Педагогическое образование» |
| ||
Профиль: | «Физическая культура»; «Безопасность жизнедеятельности» |
| ||
Формы обучения: | очная, заочная |
| ||
Срок освоения ООП: | очная форма – 5 лет; заочная – 5,5 лет |
| ||
Кафедра:
| безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний |
| ||
Разработчик: |
| |||
Доцент кафедры безопасности | ||||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
Начальник учебно-методического управления __________________ Т.В. Майзель | ||||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от «26» октября 2011 г. Протокол № 2 | ||||
|
| |||
Заведующий кафедрой __________________ Т.А. Романова | ||||
|
| |||
|
| |||
Воронеж-2011 | ||||
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “26”октября 2011 г.
Ведущий преподаватель_____________________Т. В. Зязна
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “6” сентября 2012 г.
Ведущий преподаватель_________________________Т. В. Зязина
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины Б.3.Б.3.4 «Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности» являются:
Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:
— использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные информационные технологии;
—разрабатывать методические материалы, учебно-методические комплексы, проекты образовательной деятельности с использованием информационных технологий;
—разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для использования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности.
Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:
- осознавать ответственность перед обучающимися и их законным представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;
- реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нравственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональной деятельности.
Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:
-самостоятельно создавать, разыскивать, изучать, анализировать современные программные и сетевые ресурсы.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общепрофессиональными:
- способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5)
в области педагогической деятельности:
- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
в области научно-исследовательской деятельности:
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина Б3.Б3.4 «Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин Б3, модулю Б3.Б3 «Методика обучения предметам по профилям».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Основы компьютерной графики»; «Web-дизайн»; «Педагогика», «Психология», «Методика обучения по профилю безопасность жизнедеятельности».
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Педагогическая практика в школе».
- 1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания: в области информационных технологий, в объеме, необходимом для их использования в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности
Умения: использовать технические и программные средства для разработки образовательных, обучающих, контрольно-оценочных средств по безопасности жизнедеятельности
Навыки: разработки форм, средств обучения в цифровом формате, учебно-методических материалов, методической документации на основе информационных технологий.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Знает: | ||||
- объём и смысл понятий, определяющих культуру мышления | - знает сущность понятий: «информационные технологии», «формы представления информации», «восприятие информации», «информационная культура», «обработка информации» | - знает основные методы системного анализа и алгоритмы использования информационных технологий в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | ||
- общие закономерности познания и переработки информации | - знает алгоритм мыслительных операций в объеме необходимом для использования информационных технологий в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | - знает алгоритм мыслительных операций в объеме, необходимом для самостоятельной разработки учебно-методических материалов по безопасности жизнедеятельности | ||
- имеет представление об общенаучных и специальных методах и формах обработки информации | - знает содержание и специфику методов обработки информации посредством информационных технологий | |||
- основные научные понятия изучаемых дисциплин | - знает процессы, понятия характеризующие системность и целостность информационных технологий, как учебно-методических средств | - знает методы интеграции информационных технологий в учебном процессе | ||
Умеет: | ||||
- обобщать, анализировать и воспринимать информацию, делать выводы | -способен систематизировать по смысловым единицам учебный текст для его представления в цифровом формате | -анализирует особенности различных форм и видов восприятия, анализа и обобщения вербальной информации в контексте ее интеграции с цифровыми учебно-методическими материалами | ||
- способен анализировать и структурирует информацию и учебный материал в контексте ее воспроизводимости посредством информационных технологий | - оценивает степень релевантности и уровня восприятия учебно-методических материалов разработанных на основе информационных технологий | |||
- умеет анализировать учебную информацию по безопасности жизнедеятельности с целью выделения существенных и несущественных признаков, выбирать основания и критерии для сравнения | - использует при разработке цифровых образовательных ресурсов междисциплинарные подходы и знания
| |||
- ставить цели и выбирать пути их достижения | - умеет формулировать цели, соотносить их с потребностями и условиями; выбирать средства, соответствующие целям; - создает и использует информационные модели изучаемых явлений и процессов | - способен формулировать проблемы и находить адекватные варианты их разрешения; - использует информационное моделирование при решении образовательных или профессиональных задач; - умеет применять методы доказательств | ||
Владеет: |
| |||
- методами мышления, соответствующими нормам «информационная культура» | - владеет технологиями приобретения, использования, структурирования и обновления знаний в соответствии со спецификой информационного образовательного пространства; - владеет принципами диалектической логики | - владеет приемами сравнения, сопоставления, систематизации, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации информации; - владеет научными достижениями современной информатики, современными методами интеллектуального развития; - владеет комплексом различных способов получения, анализа и обобщения информации и обладает способностью к их эффективному использованию |
| |
- методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения | - владеет системным подходом при решении прикладных задач, связанных с разработкой цифровых образовательных ресурсов | - применяет различные методы и приемы для решения поставленной задачи - владеет способностью сочетания теоретического мышления с прагматическим поиском оптимального способа решения проблемы |
| |
- современными методами исследования и получения с их помощью достоверных и надежных знаний | - владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, образовательные порталы и т.д.); - владеет навыками решения прикладных задач | - владеет навыками применения методов обработки информации при формализации условия |
| |
.
ОК - 8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией
ОК-9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Знает: | ||||
- объём и смысл понятий: | - знает сущность понятий: «браузер», «образовательный портал», «официальный портал органов власти», «поисковая система», «web-страница преподавателя», «социальные сети»; «доменное имя», «хостинг» | - знает основные способы использования web-технологий для размещения учебно-методических материалов в сети интернет | ||
- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к интернет – ресурсов в образовательном процессе | -знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования интернет ресурсов в образовательном процессе | |||
- технологии использования интернет ресурсов в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности | - знает технологии использования интернет ресурсов по безопасности жизнедеятельности | - знает различные методы и алгоритмы разработки дидактических материалов на основе интернет-ресурсов | ||
Умеет: | ||||
- использовать интернет ресурсы для разработки дидактических материалов по безопасности жизнедеятельности | -использовать для разработки образовательных, учебно-методических материалов информацию баз данных сайтов http://window.edu.ru/ Единое окно образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности; www.school-obz.org – ОБЖ журнал МЧС России; сайтов официальных органов власти: МЧС РФ, Министерства образования РФ, Рособрнадзора РФ | -использовать интернет-технологии для обмена опытом между коллегами, представителями органов власти, способен организовать интернет-конференции | ||
-разрабатывать и наполнять образовательными, методическими ресурсами персональный сайт преподавателя | -разрабатывать и наполнять образовательными и методическими ресурсами сайт преподавателя на основе площадки конструктора сайтов | -разрабатывать и наполнять образовательными и методическими материалами персональный сайт преподавателя на основе языков кодирования | ||
- организовывать с учетом требований безопасности рабочее место преподавателя при работе с интернет ресурсам | -использовать требования СанПиН, ГОСТ для образовательных учреждений при организации рабочего места преподавателя при работе с интернет ресурсами | |||
Владеет: | ||||
-алгоритмами поиска и технологиями использования в образовательной деятельности интернет ресурсов | - логикой поиска информации; психолого-педагогическими методами оценки невербального восприятия информации в объеме, необходимом для использования интернет ресурсов в образовательной деятельности по безопасности жизнедеятельности | - психолого-педагогическими методами и методическими приемами обучения, в объеме необходимом для обучения учащихся в области использования интернет ресурсов по безопасности жизнедеятельности для самообразования | ||
-технологиями разработки сайтов в объеме необходимом для разработки персонального сайта преподавателя | - технологиями разработки сайта преподавателя на основе платформы конструктора сайтов и бесплатного хостинга | - технологиями HTML и CSS в объеме, необходимом для разработки сайта преподавателя на основе платформы платного хостинга | ||
ОПК-5 способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- методы смысловой оценки форм подачи фактического материала в цифровом формате | - методы восприятия и анализа содержания и структуры научного текста по целям аналитических действий для выделения ключевых смысловых единиц | - методы системного анализа научных текстов для выделения ключевых межпредметных связей, научного обоснования информации, актуализации ее проблематики |
Умеет: | ||
- структурировать используемый текст по смысловым блокам и функциям | -использовать теоретико-познавательные компоненты текста: выделять и переводить в цифровой формат теоретико-познавательные структурные единицы текста: научные понятия, классификации, задачи, опыты, обзоры, разделы | -использовать инструментально-практические компоненты текста: методы познаний, правила применения знаний, способы самостоятельного поиска знаний, описание задач, опытов, экспериментов, обзоры и разделы интегрирующие учебный материал |
-разрабатывать внетекстовые материалы и связывать используемый текст с внетекстовыми материалами | -разрабатывать аппарат ориентировки в разрабатываемых ресурсах: оглавление, предисловие, рубрикаты, примечания, список литературы | -связывать рубрикаты разрабатываемого ресурса с интернет ресурсами, научным базами данных |
- разрабатывать простейший аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы | -разрабатывать аппарат усвоение материала в форме электронных тестов и рейтинговых таблиц | |
-разрабатывать и логически связывать с текстом простейшие готовые графические материалы: фотографии, рисунки | -разрабатывать и логически связывать с текстом иллюстративный материал: сюжетные зарисовки, авторские видеоматериалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции, справочники, словари | |
Владеет: | ||
-методами логического и системного изложения изучаемого материала | - логически излагает материал, определяет методы изложения материала, доводы, доказательства, методы акцентуализации внимания на ключевых положениях | - методами психологической акцентуализации на главных логических компонентах текста, позволяющих выстроить цифровой текст как целостную систему |
-методами структурирования используемого текста и доступного изложения | - структурирует используемый текст на основе методов индукции, дедукции, аналогии, концентрации, ступенчатого изложения. | - способен аргументировано структурировать текст с учетом психологического восприятия обучаемыми выделенных структурных блоков, как текстовых частей, оказывающих интенсивное невербальное воздействие на органы восприятия |
ПК-3 готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Структура компетенции | Основные признаки уровня | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знает: | ||
- педагогические методы диагностики достижений обучающихся | - традиционные педагогические методы диагностики достижений обучающихся: опрос, контрольная работа, практическая работа, презентация | - новые педагогические методы диагностики достижений обучающихся: портфолио, рейтинговая система |
Умеет: | ||
- использовать педагогические методы диагностики достижений при разработке компьютерных средств контроля достижений обучающихся | -разрабатывать воспроизводимые в цифровом формате средства диагностики достижений обучающихся: контрольные вопросы, контрольные задания, практические работы, проектные задания | -разрабатывать воспроизводимые в цифровом формате технологические карты, творческие проектные задания, научно-исследовательские задания, тестовые задания |
Владеет: | ||
-методами структурирования средств диагностики достижений обучающихся | -разрабатывает диагностические средства оценки достижений обучающихся, реализующие цели проверки сформированности у обучающихся: знаний, понимания, практического применения изучаемого материала | - разрабатывает диагностические средства оценки достижений обучающихся, реализующие цели проверки сформированности у обучающихся способности к анализу, синтезу и оценке изучаемого материала |
ПК-5 способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Структура компетенции | Основные признаки уровня | ||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||
Знает: | |||||
- основные понятия в контексте сущности и структуры образовательной среды | - понятия: «информационная образовательная среда», «проектирование информационной образовательной среды», «информационно-коммуникативные образовательные ресурсы», «дистанционное образование» | - понятия: «современные комплексные технологии», «организации и использования информационной образовательной среды» | |||
- предметные и метапредметные функции информационной образовательной среды | - обучающая, развивающая, воспитательная, просветительская, мировоззренческая | - социокультурная, управленческая, духовно-нравственная | |||
-формы информационной образовательной среды | -предметная, локальная школьная, образовательная, познавательная, культурно-досуговая | -интегрированная, всероссийская, всемирная | |||
-средства технологического обеспечения информационной образовательной среды | -компьютеры, мультимедиааппаратура, программные средства для разработки обр |