|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Воронежский государственный педагогический университет» КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИИ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Учебная программа дисциплиныБезопасный отдых и туризм для специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности», с дополнительной специальностью "Физическая культура" Форма обучения: очная Срок обучения: 5 лет Аудиторные занятия (всего) | 50 | | В том числе: |
| | Лекции | 30 | | Лабораторные занятия | 20 | | Самостоятельная работа студента (СРС) | 50 | | Вид промежуточной аттестации | зачет 9 сем. | | ИТОГО: Общая трудоемкость | 100 | | | | Разработчик: к.г.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний __________________ Т.В. Зязина | | | | | | Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от « 3 » октября 2010 г. Протокол № 2 | | | Заведующий кафедрой, к.м.н., доцент __________________ Т.А. Романова |
| Воронеж – 2010 | Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа:одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедрыот “26”октября 2011 г.Ведущий преподаватель ___________________Т. В. ЗязинаЗав. кафедрой ____________________________Т. А. Романова Рабочая программа:одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедрыот “6”сентября 2012 г.Ведущий преподаватель __________________Т. В. ЗязинаЗав. кафедрой ___________________________Т. А. Романова | Выписка из ГОС ВПО | Безопасный отдых и туризм Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. Дальний и международный туризм. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей. Акклиматизация человека к различным природным условиям. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. | 1. Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является – овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков в области обеспечения безопасности в туризме. Задачи дисциплины:– формирование у студентов способности идентифицировать факторы и источники негативного воздействия в процессе осуществления туристической деятельности;– овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений оценки безопасности туристических маршрутов;– овладение студентами современными, в том числе информационными средствами разработки комплекса мероприятий по обеспечению безопасности в туризме;– формирование навыков разработки пакетов документов для обеспечения безопасности туристической деятельности;– овладение комплексом знаний в области международного сотрудничества по вопросам обеспе6чения безопасности в туризме;– овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по организации школьной и внешкольной работы по туризму. | 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Безопасный отдых и туризм» относится к циклу дисциплин предметной подготовки федерального компонента ДПП государственного образовательного стандарта 050104Областями профессиональной деятельности специалистов, на которые ориентирует дисциплина «Безопасный отдых и туризм», являются учреждения образования, детского отдыха и туризма. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности специалистов:- обучение.-воспитание.-развитие,-просвещение. Профильными для данной дисциплины является учебно-воспитательная; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая профессиональная деятельность учителя безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:в области учебно-воспитательной деятельности:- осуществление процесса обучения по вопросам обеспечения безопасности в туризме в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с образовательной программой;- планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов, в которых изучаются вопросы безопасности в туризме и в соответствии с учебным планом; в области культурно-просветительной деятельности:- планирование и проведение внеучебной деятельности по туризму в части обеспечения его безопасности;в области научно-методической деятельности:- выполнение научно-методической работы по разработке учебно-методических материалов в части обеспечения безопасности в туризме;в области организационно-управленческой деятельности:- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время туристических мероприятий;- организация туристических мероприятий в образовательных учреждениях;- организация мероприятий по предотвращению рисков в туристической деятельности; Для освоения дисциплины «Безопасный отдых и туризм» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Информатики»:- осуществление процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;- использование сетевых ГИС – ресурсов, официальных сайтов, порталов и баз данных для изучения безопасности в туризме. «Опасности природного характера и защита от них»:- оценка и прогнозирование природных рисков при разработке туристических маршрутов «Опасности социального характера и защита от них»:- идентификация социальных опасностей при планировании туристических поездок в другие страны и отдаленные регионы России. «Экология и безопасность жизнедеятельности»:- экологическая оценка безопасности туристических маршрутов; Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики в школе. | 3. Требования к результатам освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студенты должны: Знать– наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов;- комплекс мероприятий по обеспечению безопасности в туризме;- методы обучения правилам безопасности в туризме;- требования к безопасности при осуществлении выездного туризма;- механизмы адаптации и акклиматизации в различных туристических регионах;- способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном Уметь– осуществлять мониторинг и прогнозирование потенциальных опасностей в туризме;– разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности туристических маршрутов с учетом специфики маршрута;- выявлять нарушения состояния организма туристов и оказывать доврачебную помощь;- использовать информационные технологии для обеспечения мероприятий по безопасности в туризме;- разрабатывать учебно-методическое обеспечение для образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в части обеспечения безопасности в туризме;- осуществлять культурно-просветительскую работу среди населения по вопросам обеспечения безопасности в туризме. Владеть– методами изучения и системного анализа научной и методической литературы в области безопасности в туризме;- методами и средствами идентификации, мониторинга, прогнозирования и оценки качества туристических маршрутов;– современными методами исследований и программным обеспечением необходимым для осуществления научных исследований по вопросам безопасности в туризме;- современными педагогическими технологиями и программным обеспечением, необходимым для разработки учебно-методических материалов в части обеспечения безопасности в туризме; - технологией обработки сетевых ресурсов (локальных и глобальных) в объеме необходимом для использования знаний и умений по обеспечению безопасности в туризме;- технологиями коммуникации, современной научной терминологией в объеме позволяющей осуществлять, связь в органами госкомприроды, МЧС, учреждениями здравоохранения, образования. | 4. Объем дисциплины и виды учебной работы | Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | 9 | Аудиторные занятия (всего) | 50 | 50 | В том числе: |
|
| Лекции (Л) | 30 | 30 | Практические занятия (ПЗ) | - | - | Семинары (С) | - | - | - | Лабораторные работы (ЛР) | 20 | 20 | Самостоятельная работа (всего) | 50 | 50 | В том числе: |
|
|
| Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен) |
| зачет | Общая трудоемкость часы
| 100 | 100 | | 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины в дидактических единицах
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела | ДЕ 1. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов | 1 | Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов | Понятие туризма и туристической деятельности. Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме | ДЕ 2. Дальний и международный туризм. | 2 | Международные туристические макрорегионы. | Классификации туристических макрорегионов (ВТО). Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме. Туристические формальности. | | Действия при чрезвычайных ситуациях за границей | Службы оказания помощи иностранным туристам. Медицинская и социальная помощь. Защита туристов от криминальных посягательств | ДЕ 3. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. | 3 | Организационные мероприятия по обеспечению безопасности туристических маршрутов. | Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС. | | Организационные мероприятия в туристической группе | Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания. | | Требования к снаряжению. | Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий | | Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. | Инструктажи. Специальная подготовка | ДЕ 4. Ориентирование на местности. | 4 | Основы топографии и картографии | Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты. | | Ориентирование по объектам природы | Ориентирование в лесу, горах, на равнинных открытых участках | | Ориентирование по техническим сооружениям | Ориентирование по гражданским и культовым сооружениям, коммуникациям, техногенным звукам, определение расстояния до объекта | ДЕ 5. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. | 5 | Экстремальные природные регионы. | Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах. | | | Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. | | 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
| № п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ.зан. | Лаб.зан. | Сем. | СРС | Всего | 9 семестр | 1 | Понятие туризма и туристической деятельности. Основные опасности в туризме. | 2 |
| |
| 2 | 4 | 2 | Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 3 | Классификации туристических макрорегионов (ВТО). | 2 |
|
|
| 2 | 4 | 4 | Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме. | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 5 | Туристические формальности. | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 6 | Действия при чрезвычайных ситуациях за границей | 2 |
| |
| 2 | 4 | 7 | Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС. | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 8 | Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания. | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 9 | Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 10 | Инструктажи. Специальная подготовка | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 11 | Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты. | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 | 12 | Ориентирование по объектам природы | 2 |
|
|
| 2 | 4 | 13 | Ориентирование по техническим сооружениям | 2 |
|
|
| 2 | 4 | 14 | Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах. | 2 | - | 2 | - | 4 | 8 | 15 | Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. | 2 |
| 2 |
| 4 | 8 |
|
| 30 |
| 20 |
| 50 | 100 |
| Всего: | 10 |
| 20 |
| 30 | 60 | | 6. Лабораторный практикум
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лаб. зан. | 1 | Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме | Анализ нормативно-правовых актов: Закон о туризме и туристической деятельности. | 2 | Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме. | Изучения хартии безопасности в туризме. | 5 | Туристические формальности. | Анализ нормативных требований в части безопасности в туризме | 7 | Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС. | Разработка безопасного туристического маршрута | 8 | Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания. | Составление раскладки питания (маршрут по выбору студента) | 9 | Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий | Подбор снаряжения в соответствии с маршрутом (маршрут по выбору студента) | 10 | Инструктажи. Специальная подготовка | Разработка инструктажа по технике безопасности для конкретного маршрута | 11 | Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты. | Чтение топографических знаков | 14 | Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах. | Комплексная характеристика экстремальных природных регионов | 15 | Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. | Алгоритмы выживания и системы жизнеобеспечения в экстремальных регионах (регион по выбору студента) |
|
| 20 |
| Всего: | 20 |
| | 7. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | СРС | 1 | Понятие туризма и туристической деятельности. Основные опасности в туризме. | Анализ основных терминов и определений. Разработка электронного словаря терминов. | 2 | Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме | Обзор нормативной базы в части безопасности в туризме | 3 | Классификации туристических макрорегионов (ВТО). | Разработка ГИС карты «Туристические макрорегионы» Zulu 7.0 | 4 | Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме. | Обзор нормативных актов сайта всемирной туристической организации | 5 | Туристические формальности. | Обзор нормативных актов в части оформления туристических формальностей. | 6 | Действия при чрезвычайных ситуациях за границей | Разработка алгоритма действия туриста при чрезвычайных ситуациях за границей. | 7 | Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС. | Разработка туристического маршрута для согласования с МЧС | 8 | Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания. | Подбор медицинских средств для туристического маршрута | 9 | Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий | Обзор современного туристического снаряжения. Разработка презентации | 10 | Инструктажи. Специальная подготовка | Реферат «Специальная подготовка туристов» (на примере конкретного маршрута | 11 | Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты. | Чтение знаков топографической карты | 12 | Ориентирование по объектам природы | Способы ориентирования по объектам природы. Презентация | 13 | Ориентирование по техническим сооружениям | Способы ориентирования по техническим сооружениям. Презентация. | 14 | Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах. | Реферат «Механизмы адаптации и акклиматизации» | 15 | Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. | Презентация «Выживание в экстремальных условиях» (на примере конкретного региона) |
|
| 50 |
| Всего: | 50 |
| | 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1. Зязина, Т. В Безопасный отдых и туризм : учеб. пособие для студ. V к.фак. физ.культуры и БЖ / Т. В. Зязина, Е. А. Высоцкая , В. В. Лобачев . — 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2008. — 239 с. : ил. — Тираж 80 экз. б) нормативные акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 2. Глобальный этический кодекс туризма http://www.unwto.org/ethics/index.php 3. Хартия туризма http://www.rostourunion.ru/dokumenty/megdunarodnoe_pravo/hartiya_turizma/ в) дополнительная литература 1. Баумгартен Л. В. Стандартизация и сертификация в туризме. Практикум - М.: Дашков и Ко, 2010. http://www.biblioclub.ru/search.php?action=search&first=1 2. Егоренков Л. И. Введение в технологию туризма: учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 153 с. http://www.biblioclub.ru/59694_Vvedenie_v_tekhnologiyu_turizma_uchebno_metodicheskoe_posobie.html 3. Куприна Л. Е. Туристская картография: учебное пособие. - М.: Флинта, 2010. - 279 с. http://www.biblioclub.ru/54567_Turistskaya_kartografiya_uchebnoe_posobie.html4. Рябова И. А. Исмаев Д. К. Путилина С. Н. 4. Словарь международных туристских терминов. -М.: Издательство Книгодел, 2005. - 466 с. http://www.biblioclub.ru/63594_Slovar_mezhdunarodnykh_turistskikh_terminov.html г) программное обеспечение 1. Текстовые редакторы: Microsoft - Word, WordPad, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Access. 2. Графические редакторы: CorelDRAW, Paint, MapInfo Professional. 3. Мультимедиа: Macromedia Flash, PowerPoint. 4. Интернет: Opera, Internet Explorer. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. Базы данных: 1. Экологический раздел сайта ГПНТБ России http://ecology.gpntb.ru/ecolibrary/ 2. Программы для расчета экологических рисков (установочные файлы) http://www.energosoft.info/soft_ecolog.html 3. Научная библиотека Оренбургского государственного университета . Базы данных по экологии. http://libr.orensau.ru/content/view/44/ 2. Информационно-справочные системы Сайт Всемирной туристической организации http://www2.unwto.org/ Гринпис России - официальная страница. http://www.ibrae.ac.ru/ 3. Поисковые системыwww.yandex.ruwww.google.ruwww.rambler.ruwww.yahoo.com 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Учебные аудитории: 1.1. Учебные аудитории для проведения лабораторных работ № 301, 302.1.2. Учебная аудитория для проведения лекций № 402. | 2. Приборы и оборудование. 2.1. Проектор Tpson EB-S6 .2.2. Экран настенный ScreenMedia Goldview 183х244cm, MW, 4:3, подпруженный, 4-уг. 2.3. Графический планшет Wireless Pen Table A5 (Graphire Bluetooth) (CTE-630BT3)/ 2.4. Ноутбук 15,6 ASUS X58Le. 2.5. Универсальный потолочный настенный комплект Paramount, состоящий из крепления+штанги 42-65. 2.6. Фотоаппарат цифровой Konika Minolta. 2.7. Экран на штативе Draper Consul 178х178. 2.8. Баромерт-анероид. 2.9. Гигрограф 2. 10. Психрометр. 2.11. Фотооксигемометр комбинированный индикаторный. 3. Мультимедиаресурсы: 3.1. Мультимедиаресурсы для лекции: 3.1.1. Туристические макрорегионы. 3.1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности в туризме. 3.2. Учебные фильмы: 3.2.1. Автономное выживание в природе 12 серий ВВС.
| 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Теоретическая часть изучается в форме аудиторных занятий и внеаудиторной работы.Аудиторные занятия (лекции) реализуются в форме сочетания проблемной лекции и лекции визуализации. Материал излагается в форме последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных ситуаций касающихся экологической безопасности. Проблемные ситуации должны содержать в себе диалектическое противоречие, заключающееся в том, экономический рост и развитие производства могут способствовать росту материального достатка нации, но при антропоцентрическом подходе приводят к нарушению экологического равновесия, что в свою очередь снижает качество среды обитания и способствует росту заболеваемости населения, увеличивает риски возникновения чрезвычайных ситуаций.Для разработки проблемной лекции преподавателю необходимо проанализировать и выделить ключевые стержневые линии раздела, выбрать основные глобальные и региональные экологические проблемы и методические приемы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность студентов в направлении разрешения обозначенных проблем экологической безопасности. Ориентирующая функция преподавателя при изложении данного раздела заключается в том, что он должен конкретизировать поставленные проблемы, ознакомить студентов с основными ключевыми понятиями в области экологической безопасности. Визуализация реализуется путем использования мультимедиалекций, которые разработаны для каждого раздела. Практическая часть изучается в форме аудиторных лабораторных работ и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Для выполнения лабораторных
|
|
|