МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Опасные ситуации природного характера и защита от них
для специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебный план: 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом ВГПУ 29.09.05, протокол № 2
Форма обучения: очная Срок обучения: 5 лет
Воронеж-2010
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа: одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры от “26”октября 2011 г. Ведущий преподаватель Т. В. Зязина Зав. кафедрой Т. А. Романова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выписка из ГОС ПВО ДПП.Ф.06
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опасные ситуации природного характера и защита от них Понятие опасной и чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация опасных природных явлений: геофизические, геологические, гидрологические, метеорологические. Инфекционные заболевания людей, эпидемии, пандемии. Инфекционные заболевания животных. Заболевания растений. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Алгоритмы безопасного поведения. Организация помощи и эвакуация населения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка.
Место дисциплины в структуре образовательного стандарта: дисциплина «Опасные ситуации природного характера и защита от них» является частью дисциплин федерального компонента, блока дисциплин предметной подготовки ДПП.Ф.06 государственного образовательного стандарта 050104 – «Безопасность жизнедеятельности». Цель дисциплины – овладение студентами комплексом знаний и умений в области идентификации, оценки, прогнозирования, предупреждения опасностей природного характера, развитие грамотности специалиста в области природных рисков, как важной профессиональной компетентности учителя и организатора безопасности жизнедеятельности. В соответствие с вышесказанными целями, основными задачами дисциплины являются: - овладение навыками идентификации природных рисков и изучение их влияния на организм человека, материальные объекты, экономическую и социальную сферу; - изучение средств и способов мониторинга и прогнозирования природных рисков; -изучение методов снижения рисков при проявлении природных рисков; -знакомство с современным комплексом мер безопасности в области природных рисков; - знакомство с работой структур МЧС при проявлении ЧС природного характера; -изучение органов, обеспечивающих надзор за обеспечением устойчивости объектов экономики от природных рисков; - овладение алгоритмами безопасного поведения в условиях ЧС и способами организации помощи и эвакуации населения. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих способностей: В области учебной деятельности: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность формировать ресурсно-информационные базы в области исследования опасностей природного характера; - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения в области изучения опасностей природного характера, прогнозирования их развития и характера воздействия на инженерные сооружения и человека; - готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, создавать компьютерные базы данных и использовать ГИС – технологии для получения информации об опасностях природного характера; - способность работать с информацией с официальных сайтов МЧС России, научными статьями, учебниками и учебными пособиями, использовать образовательные порталы; - владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности из зарубежных источников; - готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; - готовность использовать нормативные правовые документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера; - способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; В области педагогической деятельности: - способность реализовывать знания и умения об опасностях природного характера для разработки учебных программ базовых и элективных курсов для преподавания в различных образовательных учреждениях; - готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на различных ступенях образования для преподавания разделов, содержащих информацию об опасностях природного характера и способах защиты от этих опасностей; - способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, способность руководить научно-исследовательской работой обучающихся по направлению «Опасности природного характера и защита от них»; - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера и угрозы ее возникновения; В области научно-исследовательской деятельности: - способность анализировать результаты научных исследований в области опасностей природного характера и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; - готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач в области исследования опасностей природного характера; - готовность самостоятельно осуществлять научное исследование опасностей природного характера с использованием современных методов науки; В области методической деятельности: - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения по разделам, содержащим информацию об опасностях природного характера, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов; готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) по вопросам, содержащим информацию о природных опасностях;
В области управленческой деятельности: - готовность изучать состояние и динамику развития опасностей природного характера путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; - готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, для организации защиты субъектов образовательного процесса от опасностей природного характера; - готовность организовывать командную работу для решения задач организации защиты образовательного учреждения от опасностей природного характера, реализации опытно-экспериментальной работы; - готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в области организации защиты образовательного учреждения от опасностей природного характера, опираясь на отечественный и зарубежный опыт; В области проектной деятельности: - готовность к осуществлению проектирования мероприятий по повышению устойчивости образовательного учреждения от проявления опасностей природного характера; - способность проектировать различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта для осуществления мониторинга опасностей природного характера; В области культурно-просветительской деятельности: - способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы об опасностях природного характера и способах защиты от них для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности по защите населения от опасностей природного характера; - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности по защите населения от опасностей природного характера. Требования к минимальному уровню освоения содержания дисциплины. В соответствие с требованиями стандарта студенты в процессе освоения данной дисциплины должны знать: научные и практические основы потенциально опасных природных процессов; методы идентификации, мониторинга, прогнозирования потенциально опасных природных процессов для возможности снижения рисков; методы расчетов природных рисков и рисков для здоровья населения; основы управления природными рисками. уметь идентифицировать опасные процессы природного характера на основе совокупного анализа факторов их возникновения; осуществлять мониторинг и пронозирование развития опасного природного процесса; анализировать и систематизировать информацию о природных рисках, рассчитывать пороговые значения допустимого природного риска природных ЧС и потенциального вреда здоровью от воздействия естественных природных факторов; использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Расчет часов по видам учебных занятий.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание разделов и тем учебных занятий.
Теоретический курс.
Тема 1: Общая характеристика опасных процессов природного характера Цели, задачи, предмет, объект, курса. Понятие «опасный процесс» и «чрезвычайная ситуация» природного характера. Современные классификации опасных природных процессов. Источники опасных природных процессов.
Тема 2. Космогенные опасные процессы. Структура и эволюция Вселенной. Особенности Солнечной системы. Солнце: строение, активность. Строение Земли. Строение и динамика магнитосферы Земли. Строение и динамика ионосферы Земли. Взаимодействие систем космоса и Земли. Солнце - магнитные бури - гелиовоздействия. Воздействие космического вещества. Кометы, астероиды, метеориты, метеорная пыль. Поражающие факторы. Стратегия снижения риска. Тема 3. Геологические опасные процессы. Эндогенные опасные природные процессы. Тектонические движения. Землетрясения. Прогноз землетрясений. Сейсмотектоническое районирование. Методы математического анализа сейсмичности. Радоновые эманации. Геопатогенные зоны. Профилактические мероприятия и ликвидация последствий. Основные характеристики и негативные последствия вулканических извержений. Поствулканические явления. Географическое распределение вулканов. Прогноз, профилактические мероприятия, защита. Экзогенные геологические опасные процессы. Выветривание. Типизация склоновых процессов. Осыпи, обвалы, камнепады, оползни, крип, солифлюкция и плоскостной смыв. Эрозия почв. Негативные последствия. Прогноз, профилактические мероприятия. Сели. Типизация. Основные характеристики. Негативные последствия. Прогноз. Защита. Ветровая эрозия. Пыльные бури. Негативное воздействие. Меры защиты.
Тема 4. Глобальные климатические процессы. Природа климатических циклов. Гляциоизостатические циклы. Явление Эль - Ниньо. Климатические и экологические следствия. Строение и динамика нейтральной атмосферы. Масштаб движения атмосферы. Общая циркуляция атмосферы, пассаты, антипассаты, муссоны, западный ветер, струйные течения. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Глобальное потепление климата. Причины современного потепления климата. Возможные следствия. Проблема озоновых дыр. Стратегия снижения риска. Международное сотрудничество в области снижения рисков в части глобальных климатических проблем.
Тема 5. Локальные атмосферные опасные процессы. Бури, штормы, ураганы. Генезис. Характеристики. Негативные следствия. Местные ветры, шквалы, тромбы (торнадо), смерчи. Ветровые воздействия, шкала Бофорта. Негативные следствия. Интенсивные дожди, грозы, град, туманы. Негативные следствия. Основы защиты и профилактики. Сильный снегопад, метель, гололед, морозные опасные явления. Организация защиты и проведение профилактических мероприятий. Жара, засухи, суховеи. Условия возникновения. Негативные следствия. Защитные и профилактические мероприятия.
Тема 6. Природные пожары. Виды и характеристика природных пожаров. Негативные воздействия, способы локализации и тушения. Территориальная локальная пожароопасных районов. Карты мониторинга пожаров. Прогноз природных пожаров. Профилактические мероприятия.
Тема 7. Гидрологические и гидрогеологические опасные природные процессы. Строение и динамика гидросферы Земли. Строение и динамика литосферы Земли. Гидрологические опасные процессы в поверхностных водах. Наводнения. Типизация. Поражающие факторы. Характеристика рек России. Половодья, паводки. Антропогенные причины наводнений. Исторические и современные меры защиты от наводнений. Прогноз наводнений и оценка последствий Наводнения в горах. Завальные и прорывные наводнения. Негативные следствия. Защита. Ледовые опасные явления. Зажоры, заторы, наледи, подземные льды и термокарст. Морские и горные льды. Прибрежные льды и оледенение. Опасности ледовых явлений. Характеристики. Меры защиты. Лавины. Типизация. Основные характеристики. Негативные следствия. Прогноз. Защита. Пульсирующие ледники.
Тема 8. Опасности биологического характера. Основы микробиологии. Классификация патогенных микроорганизмов. Инфекционные заболевания человека. Классификация, пути передачи инфекции. Профилактика. Зоонозы. Классификация, пути передачи инфекции. Профилактика. Эпифитотии. Классификация, пути передачи инфекции. Профилактика. Опасные макроорганизмы. Многоклеточные паразиты человека и животных. Основные заболевания человека животных и растений и их профилактика. Ядовитые животные. Классификация зоотоксинов и их влияние на организм человека. Основные меры профилактики. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Ядовитые растения. Классификация фитотоксинов. Основные меры профилактики и первая помощь при отравлении. Ядовитые грибы. Классификация ядовитых и условно ядовитых грибов. Основные меры профилактики и первая помощь при отравлении.
Тема 9. Управление природными рисками.
Анализ ущерба от опасных природных процессов. Особенности современных потерь от ОПП. Принципы оценивания ущерба от опасных природных процессов. Системный подход к оценке ущербов. Проблемы анализа риска, управление риском и устойчивое развитие. Информационные технологии. Гис - технологии оценки и картографирования природных рисков (по Берлянт А.М. 2001). Стратегия дальнейшего развития отношений Общества и Природы.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы для зачета. 1. Общая характеристика и классификация опасностей природного характера. 2. Планетарная структура, физические характеристики и химический состав вещества Солнечной системы. 3. Характеристика строения и физических свойств солнца. Роль энергии Солнца в существовании биологической жизни. 4. Сферическое строение Земли. Защитная роль земных сфер от влияния космического пространства на Землю. 5. Атомарный и элементарный состав вещества Земли. 6. Цикличность Солнца и ее влияние на живые организмы. Связь активности солнца с чрезвычайными ситуациями. 7. Солнечная радиация. Структура солнечных излучений. 8. Видимый свет. Механизм физиологического воздействия на биологические виды. 9. Ультрафиолетовые лучи. Механизм физиологического воздействия на биологические виды. 10. Инфракрасные лучи. Механизм физиологического воздействия на биологические виды. 11. Радиоактивное излучение Солнца. Механизм физиологического воздействия на биологические виды. 12. Общая характеристика геомагнитного поля Земли. Роль Солнца в формировании возмущений геомагнитного поля. 13. Влияние геомагнитного поля на организм человека. 14. Влияние геомагнитных полей на растительный и животный мир. 15. Организация мониторинга и прогнозирования гелио-геомагнитных возмущений в России. Территориальная локализация магнитных обсерваторий в рамках сотрудничества РАН и Америки. 16. Роль мониторинга и прогнозирования гелио-геомагнитных возмущений в профилактике обострений заболеваний магнитозависимых людей. 17. Современные магнитоизмерительные приборы. Институт земного магнетизма ИЗМИРАН и его деятельность. 18. Опасные процессы геологической природы экзогенного характера. Общая характеристика, влияние на человека и инженерные сооружения. 19. Эрозионные процессы. Природа возникновения, динамика развития, мониторинг и прогнозирование. 20. Карст. Природа возникновения, динамика развития, мониторинг и прогнозирование. 21. Оползни. Природа возникновения, динамика развития, мониторинг и прогнозирование. 22. Опасные процессы тектонического характера. Общая характеристика, влияние на человека и инженерные сооружения. 23. Радон. Физико-химические свойства, источники, влияние на здоровье человека и инженерные сооружения. Способы снижения последствий эманирования радона. 24. Государственная система мониторинга опасных геологических процессов. 25. Опасности гидрогеологического характера. Заболачивание, подтопление. Общая характеристика, влияние на человека и инженерные сооружения. 26. Закономерности территориальной дифференциации опасных гидрогеологических процессов. Инженерные мероприятия для снижения риска их проявления. 27. Химия геологической среды. Химический состав горных пород, геохимические миграции и круговорот. 28. Опасности гидрологического характера, связанные с деятельностью поверхностных вод. Наводнения, паводки. Общая характеристика, влияние на человека и инженерные сооружения. Организация защиты человека и инженерных сооружений. 29. Распространение и периодичность наводнений. Проблемы прогнозирования наводнений. 30. Государственная система мониторинга опасных процессов гидрологического и гидрогеологического характера. 31. Опасности природного характера, связанные с атмосферными процессами. Общая характеристика динамики атмосферы. 32. Воздушные массы. Свойства, классификация. Опасные процессы, связанные с глобальной динамикой воздушных масс. 33. Атмосферное давление. Влияние барических градиентов на здоровье человека. 34. Понятия метеотропные реакции метеолабильность. Профилактика метеотропных реакций. 35. Осадки. Классификация. Общая характеристика, влияние на человека и инженерные сооружения. Организация защиты человека и инженерных сооружений. 36. Государственная система метеорологического мониторинга. 37. Лавины. Общая характеристика, прогнозирование, влияние на человека и инженерные сооружения. Организация защиты человека и инженерных сооружений. 38. Сели. Лавины. Общая характеристика, прогнозирование, влияние на человека и инженерные сооружения. Организация защиты человека и инженерных сооружений. 39. Общие закономерности формирования и проявления опасностей природного характера на равнинах. 40. Общие закономерности формирования и проявления опасностей природного характера в горах и предгорьях. 41. Динамика и механизм проявления природных рисков в России и мире. 42. Опасности биологического характера. Общая характеристика и классификация. 43. Патогенные микроорганизмы. Систематическая и патологическая классификации. Основные пути попадания в организм человека. 44. Воздушно-капельные инфекции. Общая характеристика и профилактика. 45.&n… Продолжение » |
Создать бесплатный сайт с uCoz