МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 «Воронежский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

 

Опасные ситуации техногенного характера и защита от них

 

для специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

 

Учебный план:

 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом ВГПУ 29.09.05, протокол № 2

 

Форма обучения: очная

Срок обучения: 5 лет

Аудиторные занятия (всего)

90

 

В том числе:

 

 

Лекции

60

 

Лабораторные занятия

30

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

60

 

Вид промежуточной аттестации

 

экзамен

8 сем

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

150

 

 

 

Разработчик:

к.г.н., доцент  кафедры безопасности
жизнедеятельности и медицинских знаний            __________________ Т.В. Зязина

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от

 

«3 » октября 2010 г. Протокол № 2

 

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., доцент                  __________________ Т.А. Романова

 

 

Воронеж - 2010

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

 

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры

от “26” октября  2011 г.

Ведущий преподаватель Т. В. Зязина

Зав. кафедрой Т. А. Романова

 

 

Содержание

 

1. Выписка из ГОС ВПО 050104 «Безопасность жизнедеятельности»..

4

2. Цели освоения дисциплины…………………………………………...

5

3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………...

6

4. Структура и содержание дисциплины………………………………..

7

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………….

7

4.2. Теоретическое содержание дисциплины в дидактических единицах…………………………………………………………………...

 

7

4.3. Расчет часов по видам учебных занятий……………………………

11

4.4. Технологическая карта дисциплины………………………………..

15

4.5. Вопросы для экзамена……………………………………………….

27

5. Литература……………………………………………………………...

28

5.1. Основная литература………………………………………………..

28

5.2. Дополнительная литература…………………………………………

28

6. Программное обеспечение и интернет-ресурсы……………………..

30

6.1. Программное обеспечение…………………………………………..

30

6.2. Интернет – ресурсы………………………………………………….

30

6.3. Мультимедиалекции…………………………………………………

30

6.4. Учебные фильмы…………………………………………………….

30

6.5. Web-квесты………………………………………………………….

30

 

 

1. Выписка из ГОС ВПО 050104

«Безопасность жизнедеятельности» ДПП.Ф.08 

 

Опасные ситуации техногенного характера и защита от них

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация, закономерности проявления. 

Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах. 

Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища Чрезвычайные и опасные ситуации на системах жизнеобеспечения. Опасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Меры безопасности. 

Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации и защиты населения.

Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Действия учителя в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2.     ЦЕЛИ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины Опасности техногенного характера и защита от них  являются:

Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:

— осуществлять мониторинговые исследования в области динамики и распространения опасных техногенных процессов;

—прогнозировать развитие опасных техногенных процессов;

—разрабатывать мероприятия по снижению проявления опасных техногенных  процессов, участвовать в разработке региональных программ, в том числе для образовательных учреждений по повышению устойчивости объектов экономики от проявления опасных техногенных процессов;

—владеть способами анализа нормативно-правовых актов (ГОСТ, СанПиН), разрабатывать на их основе внутренние локальные нормативные акты для образовательных учреждений и организаций в области повышения устойчивости объектов экономики от техногенных рисков;

—использовать знания, умения и навыки в области техногенных рисков при разработке паспорта безопасности образовательного учреждения;

- организовывать командную работу для решения задач организации защиты образовательного учреждения от опасностей техногенного характера;

—владеть способами оказания помощи пострадавшим при проявлении опасностей техногенного характера.

Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:

- осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности в области защиты обучающихся от техногенных рисков;

- осознавать степень опасности человеческой деятельности в техногенной среде;

- осознавать ценностный потенциал культуры безопасности для обеспечения мероприятий по защите жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательного учреждения;

Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:

-самостоятельно  разыскивать, изучать, анализировать современные источники информации в области теории техногенных  рисков;

- изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области техногенных рисков для профессионального самосовершенствования и личностного роста;

- осваивать современные ГИС-технологии и программное обеспечение необходимое для качественного осуществления профессиональной деятельности;

- использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения задач в области исследования опасностей техногенного характера;

 - самостоятельно осуществлять научное исследование опасностей техногенного характера с использованием современных методов науки.

 

 

2.      ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения учебной дисциплины «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них»» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:                                                      Знания: классы опасных техногенных процессов, природу их возникновения; методы идентификации, мониторинга и прогнозирования опасностей техногенного характера; классификацию потенциально опасных и гражданских объектов экономики; мероприятия по снижению рисков возникновения опасностей техногенного характера; способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; методы расчетов ущерба от опасных техногенных процессов, алгоритмы управления техногенными рисками.  

Умения: идентифицировать техногенные риски; осуществлять мониторинговые исследования техногенных опасностей; анализировать картографические материалы, материалы ГИС; использовать математические методы и информационные технологии для разработки прогнозов вероятности развития опасностей техногенного характера; разрабатывать мероприятия по снижению риска проявления опасных техногенных процессов и снижению ущерба человеческих и материальных потерь; проектировать мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики от техногенных катастроф и аварий; разрабатывать проекты управления мероприятиями по снижению последствия проявления опасных техногенных процессов.

Навыки: учебно-исследовательской деятельности, мониторинга, моделирования, прогнозирования, в объеме, необходимом для решения проблем в области проявления опасностей техногенного характера; принятия решений и разработки комплексных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; проектно-исследовательской деятельности в объеме, необходимом для разработки программ защиты образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

Всего часов

 

Аудиторные занятия (всего)

90

В том числе:

 

Лекции (Л)

60

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

 

Лабораторные работы (ЛР)

30

Самостоятельная работа студента (СРС)

60

СРС в период промежуточной аттестации

 

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

 

экзамен (Э)

8 семестр

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

150

4.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ

 

№ п/п

Дидактические единицы

Содержание дидактической  единицы

1

ДЕ 1. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация, закономерности проявления. 

 

Основные понятия и определения: «опасная» и «чрезвычайная» ситуация техногенного характера, «авария», «катастрофа», «техногенные чрезвычайные ситуации».

Оценка техногенных опасностей с позиции теории риска. Понятие техногенного риска Приемлемость техногенных рисков. Методология анализа и оценки техногенных рисков. Количественная оценка техногенных рисков. Методы прогнозирования техногенных рисков.   

Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и параметров.

 

2

 

ДЕ 2. Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах. Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации и защиты населения.

Потенциально опасные объекты. Классификациях потенциально опасных объектов.

Радиационно-опасные объекты экономики.

Общая характеристика ядерных технологических циклов. Характеристика радиоактивных излучений. Радиоактивное загрязнение (заражение). Ядерный топливный цикл: добыча руды, переработка руды, аффинаж,  обогащение урана, изготовление топлива. Ядерный реактор, системы безопасности. Ядерный топливный цикл после АЭС. Хранение отработавшего топлива.

Аварии на радиационно-опасных объектах на примере Чернобыльской АЭС. Хронология событий. Причины аварии и расследование.  Заражение территорий радиоактивными нуклидами. Острая лучевая болезнь.  Ликвидация последствий аварии. Отдаленные последствия аварии.   

Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно- опасных объектах. Разведка территории. Поиск и спасение пострадавших. Оказание пострадавшим первой медицинской помощи. Эвакуация пораженных из зоны радиоактивного загрязнения. Локализация и ликвидация радиоактивного загрязнения. Сбор, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;  дезактивация техники, зданий, промышленных объектов, одежды, людей. Мониторинг загрязнения. Характер загрязнения радионуклидами: физические и химические формы нахождения радионуклидов;  площадь и границы загрязнения; мощности доз излучения; характеристики типовых поверхностей загрязненных объектов.

Требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ: нормирование радиационных факторов;  инструктаж по вопросам радиационной безопасности; радиометрический контроль за радиационной обстановкой и динамикой ее изменения; индивидуальный дозиметрический контроль; организация санитарно-пропускного режима; санитарная обработка персонала, дезактивация спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты.

Локализация радиоактивного загрязнения: связывание полимерными и пленкообразующими рецепторами, задернение грунтов химикобиологическими способами, экранирование поверхности, обваловка; вспашка грунтов;  изоляция глубинных участков загрязненных грунтов и донных отложений водоемов.

Подготовка к утилизации радиоактивных отходов. Организационные и нормативно-правовые основы обеспечения безопасного функционирования радиационно-опасных объектов экономики. Технические регламенты, стандарты безопасности.

Химически опасные объекты экономики. Общая характеристика химически опасных веществ. Токсикологические характеристики, влияние на системы и органы человека. Аварийно-опасные вещества.

Химически опасные объекты экономики: общая характеристика технологических циклов. Нефтегазохический цикл. Предприятия неорганического синтеза. Предприятия органического синтеза. Предприятия, использующие аммиачную систему охлаждения.  Промышленность строительных материалов. Сельское хозяйство.

Характеристика аварийноопасности объектов экономики по отраслям. Основные параметры,    определяющие     степень     опасности загрязнения  окружающей  среды  и  поражения людей при авариях. Динамика распространения загрязненного облака в зависимости от физико-химических свойств поражающих веществ, метеорологических условий, рельефа местности в районе аварии, плотности застройки и проживания, наличия мест массового пребывания людей.  Специфика очагов поражения.

Требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ: оценка потенциальной опасности объектов; гигиеническая оценка территории;  расчет ожидаемых  потерь,   схема  организации оказания первой помощи пораженным. Требования к эвакуации пострадавших. Дегазация территории.

Аварийно - восстановительные  работы.

Первоочередные работы  в  зоне  чрезвычайной  ситуации  по  ликвидации разрушений и очагов повышенной опасности, созданию минимально необходимых условий  для жизнеобеспечения  населения,  а  также  работы по санитарной очистке и обезвреживанию территории.

Поставарийные мероприятия. Гигиенический контроль качества и пригодности для использования источников питьевого водоснабжения, сельскохозяйственной продукции. Прогностический   расчет   санитарно   -  эпидемиологических последствий.

Организационные и нормативные требования по обеспечению безопасности функционирования объектов. Технические регламенты, стандарты безопасности.

Пожаро-взрывоопасные объекты экономики. Классификация пожаровзрывоопасных объектов экономики и факторы их устойчивости. Представление о взрыве. Поражающие факторы взрыва. 6.2. Взрывоопасные вещества. Аварии на взрывоопасных объектах. Степень разрушения объекта при взрыве.  Взрывозащита систем повышенного давления. Системы повышенного давления. Меры обеспечения безопасности систем повышенного давления.  

Мониторинг и прогнозирование аварий на пожаровзрывоопасных объектах экономики. Расчеты критериев и показателей оценки пожарной опасности объектов.

Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий от аварий на пожаровзрывоопасных объектах экономики. Нормативно-технические требования к обеспечению пожарной безопасности объектов экономики.

Правила спасения пострадавших и оказание первой доврачебной помощи. Аварийно - восстановительные  работы. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов. Государственный надзор за взрывоопасными объектами. Органы государственного надзора. Требования Ростехнадзора Технические регламенты, стандарты безопасности.

Гидротехнические сооружения.

Классификация гидротехнических сооружений: плотины (дамбы, перемычки, запруды, водозаборные и водосборные сооружения). Очистные сооружения.

Состояние гидротехнических сооружений – одна из наиболее острых проблем и в России. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности функционирования гидротехнических сооружений. 

Аварии на гидротехнических сооружениях.  Мониторинг и прогнозирование аварий на гидротехнических сооружениях. Требования по безопасности гидротехнических сооружений, закладываемые в проект

Требования безопасности на стадии строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции.

Порядок проведения анализа риска гидротехнических сооружений. Мероприятия по снижению рисков аварий. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий от аварий на гидротехнических сооружениях. Технические регламенты, стандарты безопасности.

 

3

ДЕ 3. Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища. Чрезвычайные и опасные ситуации на системах жизнеобеспечения. Опасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Меры безопасности. 

 

Системы жизнеобеспечения. Здания и сооружения, коммуникации. Газоснабжение. Электрокоммуникации. Водоснабжение. Канализация. Лифты. Общие требования безопасности. Возможные аварии и их причины. Нормативно-правовые основы ответственности собственников за техническую исправность систем жизнеобеспечения.

Требования безопасности на стадии разработки проекта строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции жилого объекта.

Пожарная безопасность жилых объектов. Безопасность электрических сетей. Требования безопасности при обращении с бытовыми электрическими, электронными и газовыми приборами. Электромагнитные поля в жилище. Учет и установление причин чрезвычайных ситуаций. Средства бытовой химии. Общие требования безопасности. Организация оказания помощи пострадавшим

4

ДЕ 4. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Действия учителя в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 

Общие требования к системам безопасности.  Средства коллективной и индивидуальной защиты. Обучение персонала правилам поведения в условиях чрезвычайной ситуации. Аттестация персонала. Подбор квалифицированных кадров. Функционирование в условиях чрезвычайной ситуации. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования производственных объектов.

Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите персонала и детей. Организация эвакуационных мероприятий. Виды эвакуационных мероприятий. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуационных мероприятий

 

4.3.РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Название темы

Трудоемкость

Лекции

Практика

СРС

1

Понятие «опасной» и «чрезвычайной» ситуации техногенного характера. Классификация опасных факторов техногенной среды.

4

2

 

2

2

Потенциально опасные объекты экономики. Понятие. Классификация

2

2

 

2

3

Радиационно-опасные объекты экономики. Общая характеристика технологического цикла. Основные факторы аварийной опасности

6

2

2

2

4

.Организационные и инженерно-технические мероприятия по снижению риска аварий на радиационно-опасных объектах экономики

6

2

2

2

5

Неотложные мероприятия в очаге радиационной аварии. Индивидуальные и коллективные средства защиты населения.

6

2

2

2

6

Химически опасные объекты экономики. Общая характеристика аварийно-опасных химических веществ.

4

2

 

2

7

Нефтегазохимический цикл. Общая характеристика аварийной опасности.

6

2

2

2

8

Неотложные мероприятия в случае чрезвычайной ситуации на предприятиях нефтегазохимического цикла.

6

2

2

2

9

Предприятия неорганического синтеза (производство аммиака, соды, серной кислоты). Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. Обеспечение безопасности функционирования.

6

2

2

2

10

Предприятия по производству агрохимических средств (удобрения, ядохимикаты). Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. Обеспечение безопасности функционирования.

6

2

2

2

11

Предприятия органического синтеза (полимеры, пластмассы). Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. Обеспечение безопасности функционирования.

4

2

 

2

12

Химико-фармацевтические предприятия. Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. Обеспечение 2безопасности функционирования.

4

2

 

2

13

Предприятия, использующие аммиачную систему охлаждения. Общая характеристика технологических циклов и аварийной опасности. Обеспечение безопасности функционирования.

6

2

2

2

14

Неотложные мероприятия в очаге химического заражения. Индивидуальные и коллективные средства защиты.

6

2

2

2

15

Пожаровзрывоопасные объекты экономики. Общая характеристика аварийной опасности.

4

2

 

2

16

Организационные и инженерно-технические требования пожарной безопасности. Неотложные мероприятия в очаге пожара.

6

2

2

2

17

Гидротехнические сооружения. Общая характеристика аварийной опасности.

4

2

 

2

18

Организационные и инженерно-технические требования  безопасности гидротехнических сооружений. Неотложные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций.

6

2

2

2

19

Биологически опасные объекты экономики. Общая характеристика, аварийноопасность. Неотложные мероприятия в случае аварии.

4

2

 

2

20

Системы жизнеобеспечения городских и сельских населенных пунктов. Общая характеристика.

4

2

 

2

21

Коммунальные системы водоснабжения. Общая характеристика аварийной опасности. Требования безопасности и неотложные мероприятия в случае аварии.

4

2

 

2

22

Коммунальные системы электроснабжения. Требования к электробезопасности гражданских объектов. Неотложные мероприятия в случае аварии.

4

2

 

2

23

Коммунальные системы газоснабжения. Требования безопасности, неотложные мероприятия в случае аварии.

4

2

 

2

24

Здания и сооружения (гражданские). Общая характеристика аварийной опасности. Требования к обеспечению безопасности. Неотложные мероприятия в случае аварии.

6

2

2

2

25

Бытовая техника. Общая характеристика аварийной опасности. Неотложные мероприятия в случае аварии.

6

2

2

2

26

Электромагнитная безопасность в быту

4

2

 

2

27

Средства бытовой химии. Общие требования к безопасности. Неотложная помощь при  поражении.

4

2

 

2

28

Техногенные факторы опасности в образовательных учреждениях.

4

2

 

2

29

Организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости образовательных учреждений от техногенных аварий.

6

2

2

2

30

Обязанности и действия персонала образовательного учреждения в случае техногенной аварии

6

2

2

2

 

Итого

150

60

30

60

4.5.Вопросы для экзамена

 

1.         &… Продолжение »