Пояснительная записка. Место дисциплины в структуре образовательного стандарта: дисциплина «Опасные ситуации природного характера и защита от них» является частью дисциплин федерального компонента, блока дисциплин предметной подготовки ДПП.Ф.06, государственного образовательного стандарта 050104 – «Безопасность жизнедеятельности». Цель дисциплины – овладение студентами комплексом знаний и умений в области идентификации, оценки, прогнозирования, предупреждения опасностей природного характера, развитие грамотности специалиста в области природных рисков, как важной профессиональной компетентности учителя и организатора безопасности жизнедеятельности. В соответствие с вышесказанными целями, основными задачами дисциплины являются: - овладение навыками идентификации природных рисков и изучение их влияния на организм человека, материальные объекты, экономическую и социальную сферу; - изучение средств и способов мониторинга и прогнозирования природных рисков; -изучение методов снижения рисков при проявлении природных рисков; -знакомство с современным комплексом мер безопасности в области природных рисков; - знакомство с работой структур МЧС при проявлении ЧС природного характера; -изучение органов, обеспечивающих надзор за обеспечением устойчивости объектов экономики от природных рисков; - овладение алгоритмами безопасного поведения в условиях ЧС и способами организации помощи и эвакуации населения. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных способностей: В области учебной деятельности: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность формировать ресурсно-информационные базы в области исследования опасностей природного характера; - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения в области изучения опасностей природного характера, прогнозирования их развития и характера воздействия на инженерные сооружения и человека; - готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, создавать компьютерные базы данных и использовать ГИС – технологии для получения информации об опасностях природного характера; - способность работать с информацией с официальных сайтов МЧС России, научными статьями, учебниками и учебными пособиями, использовать образовательные порталы; - владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности из зарубежных источников; - готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; - готовность использовать нормативные правовые документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера; - способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; Общепрофессиональные способности: - осознание социальной значимости профессии «учитель безопасности жизнедеятельности», обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач при проявлении опасностей природного характера; - способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру; - владение основами речевой профессиональной культуры по вопросам касающимся опасностей природного характера; - способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; - способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания по вопросам, касающимся опасностей природного характера. В области педагогической деятельности: - способность реализовывать знания и умения об опасностях природного характера для разработки учебных программ базовых и элективных курсов для преподавания в различных образовательных учреждениях; - готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на различных ступенях образования для преподавания разделов, содержащих информацию об опасностях природного характера и способах защиты от этих опасностей; - способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, способность руководить научно-исследовательской работой обучающихся по направлению «Опасности природного характера и защита от них»; - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера и угрозы ее возникновения; В области научно-исследовательской деятельности: - способность анализировать результаты научных исследований в области опасностей природного характера и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; - готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач в области исследования опасностей природного характера; - готовность самостоятельно осуществлять научное исследование опасностей природного характера с использованием современных методов науки; В области методической деятельности: - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения по разделам, содержащим информацию об опасностях природного характера, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов; готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) по вопросам, содержащим информацию о природных опасностях; В области управленческой деятельности: - готовность изучать состояние и динамику развития опасностей природного характера путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; - готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, для организации защиты субъектов образовательного процесса от опасностей природного характера; - готовность организовывать командную работу для решения задач организации защиты образовательного учреждения от опасностей природного характера, реализации опытно-экспериментальной работы; - готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в области организации защиты образовательного учреждения от опасностей природного характера, опираясь на отечественный и зарубежный опыт; В области проектной деятельности: - готовность к осуществлению проектирования мероприятий по повышению устойчивости образовательного учреждения от проявления опасностей природного характера; - способность проектировать различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта для осуществления мониторинга опасностей природного характера; В области культурно-просветительской деятельности: - способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы об опасностях природного характера и способах защиты от них для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности по защите населения от опасностей природного характера; - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности по защите населения от опасностей природного характера. |