МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 «Воронежский государственный педагогический университет»

 

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

 

Учебная программа

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

для подготовки специалистов

 

Учебный план:

 050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», утвержден ученым советом ВГПУ 10.09.2007

Форма обучения: очная

Срок обучения: 5 лет

Аудиторные занятия (всего)

48

 

В том числе:

 

 

Лекции

24

 

Лабораторные

24

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

52

 

Вид промежуточной аттестации

 

экзамен

8 сем

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

100

 

 

 

Разработчик:

к.г.н., доцент  кафедры безопасности
жизнедеятельности и медицинских знаний            __________________ Т.В. Зязина

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от «     » октября 2010 г. Протокол № 2

 

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., доцент                    __________________ Т.А. Романова 

 

Воронеж-2010

 

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедры

от “26”_октября  2011 г.

Ведущий преподаватель Т. В. Зязина

Зав. кафедрой Т. А. Романова

Рабочая программа:

одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедры

от “6”_сентября  2012 г.

Ведущий преподаватель Т. В. Зязина

Зав. кафедрой Т. А. Романова

  

Выписка из ГОС ВПО

 

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Базовый и профильный уровень. Межпредметные связи. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и  по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», учебных сборов на базе воинских частей.

Аудиовизуальные  технологии  обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения.  Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационные технологии в школе.

 

1.    ЦЕЛИ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 Цели освоения дисципльны «Методика обучения безопасности жизнедеятельности»:

Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:

— осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и методики обучения и воспитания, использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные педагогические технологии (квазипрофессиональные, интерактивные, информационные) и средства оценивания;

— осуществлять профессиональную деятельность на основе личностно-ориентированного, дифференцированного и деятельностного подходов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

— разрабатывать методические материалы, учебно-методические комплексы, проекты образовательной деятельности в объеме, необходимом для обеспечения качества учебного процесса по безопасности жизнедеятельности;

— разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для использования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности;

— использовать современные средства оценивания достижений обучающихся, направленные на повышение мотивации субъектов образовательной деятельности к самосовершенствованию и личностному росту;

— разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, в том числе научно-исследовательскую деятельность, развивать их творческую активность и самостоятельность;

— разрабатывать и проводить мероприятия по обучению персонала образовательного учреждения правилам поведения в случае проявления чрезвычайной ситуации и оказанию доврачебной помощи пострадавшим

Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:

— осознавать ответственность перед обучающимися и их законными представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;

— реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нравственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональной деятельности.

Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:

— самостоятельно  разыскивать, изучать, анализировать современные и классические источники информации в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе с использованием баз данных интернет, правовых ресурсов;

— изучать и использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, для профессионального самосовершенствования и личностного роста.

 

2.    МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»» относится к блоку дисциплин профессионального цикла, федерального компонента образовательного стандарта 050104 «Безопасность жизнедеятельности».

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний», «Теоретические основы безопасности человека»

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Педагогическая практика в школе».

3.    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:                                                Знания: научно-методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности в школе; организационные и методические требования к  процессу обучения по безопасности жизнедеятельности  в школе; психолого-педагогические  и методические особенности преподавания безопасности жизнедеятельности на различных ступенях образования; особенности организационно-педагогической работы преподавателя – организатора безопасности жизнедеятельности; формы, методы и средства организации обучения персонала образовательных учреждения по вопросам безопасности.  

        Умения: проектировать образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности с учетом современных научно-методических, организационных, психолого-педагогических, физиологических требований; разрабатывать локальные документы нормативные документы, находящиеся в зоне ответственности преподавателя –организатора безопасности жизнедеятельности; способен проектировать образовательный процесс с персоналом образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности.

 Навыки: научно-методической, психолого-педагогической, воспитательной, организационно-управленческой деятельности в объеме необходимом для реализации профессиональных обязанностей преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

Всего часов

 
 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

48

 

В том числе:

 

 

Лекции (Л)

24

 

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

24

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

52

 

СРС в период промежуточной аттестации

 

 

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

 

 

экзамен (Э)

8 семестр

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

100

 

 


4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.2.1.  Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

 

№ п/п 

Наименование раздела учебной дисциплины 

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах 

Форма текущего контроля 

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего

ДЕ 1 

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Базовый и профильный уровень. Межпредметные связи. 

1

«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область  научного познания.

Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.

2

2

 

4

8

отчет

2

Квалификационные требования к преподавателю - организатору ОБЖ. 

2

2

 

4

8

отчет

ДЕ 2

Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и  по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. 

3

Педагогические технологии и их воспроизводимость в образовательном процессе курса «Безопасность жизнедеятельности» 

2

2

 

4

8

отчет

4

Типология и структура уроков безопасности жизнедеятельности. 

2

2

 

4

8

отчет

5

Проектирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности (тематическое планирование). 

2

2

 

4

8

отчет

6

Технология разработки плана –конспекта урока 

2

2

 

4

8

отчет

ДЕ 3

Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. 

7

Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. 

2

2

 

4

8

отчет

ДЕ 4

Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», учебных сборов на базе воинских частей.

8

Работа с родителями по безопасности жизнедеятельности в школе

2

2

 

4

8

отчет

9

Методика разработки внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности

2

2

 

4

8

отчет

ДЕ 5

Аудиовизуальные  технологии  обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения.  Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

10

Интерактивные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.

2

2

 

4

8

отчет

ДЕ 6

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.  

11

Разработка цифровых образовательных ресурсов для проведения занятий по безопасности жизнедеятельности

2

2

 

4

8

отчет

12

Разработка сайта преподавателя по безопасности жизнедеятельности

2

2

 

8

12

отчет

 

Итого

24

24

 

52

100

экзамен

 

 

4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности.

Цели и задачи образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в школе.

«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область  научного познания.

Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. Квалификационные требования к преподавателю- организатору ОБЖ.

2

Организационные и методические требования к  процессу обучения по безопасности жизнедеятельности  в школе.

 

Общепедагогические методы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в средней школе. Педагогические методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся. Современные системы количественной оценки знаний и умений учащихся. Технология составления тестовых заданий для контроля знаний и умений учащихся. Формы контроля знаний. Рейтинговая оценка достижений обучающихся. Портфолио. Педагогические технологии в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности». Авторские педагогические технологии. Технология проектного обучения. Технология модульного обучения. Квазипрофессиональные технологии. Интерактивные технологии. Игровые технологии. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и  по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне.

 

3

Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности.

Требования к школьному кабинету.

Санитарно - гигиенические требования. Методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности. 

4

Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности.

Культурно-просветительская работа с родителями в области формирования культуры безопасности. Методика проведения родительских собраний.

Внеклассная работа по безопасности жизнедеятельности. Методика организации «Дня защиты детей». Военно-патриотическое воспитание. Организация допризывной подготовки молодежи.

4.

Технические и аудиовизуальные средства обучения по безопасности жизнедеятельности.

Интерактивные технологии обучения.  Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

5

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. 

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационные технологии в школе.

 

 

4.2.4. Лабораторный практикум  

 

 

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование лабораторных работ

Всего часов

6 семестр

  1.  

«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область  научного познания.

Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.

Анализ образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности для различных ступеней образования

2

Квалификационные требования к преподавателю - организатору ОБЖ. Анализ нормативного документа «Квалификационные требования к работникам системы образования

 

  1.  

Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и  по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне.

Тематическое планирование по безопасности жизнедеятельности

2

Типология и структура уроков безопасности жизнедеятельности. Разработка логической модели

2

Проектирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности (поурочное планирование).

2

Технология разработки различных типов уроков

2

  1.  

Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности.

Требования к школьному кабинету по безопасности жизнедеятельности

2

  1.  

Аудиовизуальные  технологии  обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения.  Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Технические средства обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические базы данных по безопасности жизнедеятельности.

2

  1.  

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. 

Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности

2

Разработка тестов

2

Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности

2

Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности

2

Итого за 8 семестр

 

24

 

2.4.5. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование лабораторных работ

Всего часов

6 семестр

  1.  

«Безопасность жизнедеятельности», как самостоятельная область  научного познания.

Содержание образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.

Разработка базы данных «Нормативные документы для организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности»

4

Разработка должностной инструкции преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности

4

  1.  

Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и  по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне.

Разработка конспекта программы элективного курса по безопасности жизнедеятельности

4

Разработка тематического плана по безопасности жизнедеятельности для профильного класса.

4

Разработка дидактических материалов по безопасности жизнедеятельности.

4

Разработка базы данных «Методические ресурсы по безопасности жизнедеятельности» 

4

  1.  

Санитарно - гигиенические и методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности.

Разработка методических рекомендаций «Требования к организации учебнрого процеса по безопасности жизнедеятельности»

4

  1.  

Аудиовизуальные  технологии  обучения безопасности жизнедеятельности. Интерактивные технологии обучения.  Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Разработка базы данных «Цифровые образовательные ресурсы по безопасности жизнедеятельности»

4

  1.  

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. 

Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности

4

Разработка тестов

4

Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности

6

Разработка сайта преподавателя безопасности жизнедеятельности

6

Итого за 8 семестр

 

52

Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz