Полезные ссылки

1. Методические рекомендации УМО РФ по педагогическому образовании по проведению государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений http://www.mpgu.edu/umo/metod.htm#02

2. Государственный образовательный стандарт специальности "Безопасность жизнедеятельности" http://www.mpgu.edu/umo/standarty/033300/033300st.htm

Составители:

кандидат географических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний

Т. В. Зязина

кандидат педагогических наук, начальник отдела высшего профессионального образования департамента образования и науки Воронежской области

И. Е. Плотникова

кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний

Т. А. Романова

кандидат географических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний

Е.А. Высоцкая

Программа утверждена на заседании Совета факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности 15.12.2009,

протокол № 4

ПРОГРАММА

междисциплинарного государственного экзамена

по безопасности жизнедеятельности

специальности

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

квалификации – учитель безопасности жизнедеятельности

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа государственного экзамена составлена в соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта 050104 «Безопасность жизнедеятельности от 31 января 2005, № 715 ПЕД/СП.в соответствие с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации N 1155 от 25.03.03.

Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер, его содержание сформировано на междисциплинарной основе и включает разделы дисциплин предметной подготовки. Итоговые государственные экзамены специалиста являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом.

Программа в соответствии с направлениями профессиональной деятельности включает:

1. Дисциплины предметной подготовки:

ДПП.Ф.01    Теоретические основы безопасности человека;

ДПП.Ф.02    Основы национальной безопасности;

ДПП.Ф.03    Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

ДПП.Ф.04    Опасности социального характера и защита от них;

ДПП.Ф.05    Криминальные опасности и защита от них;

ДПП.Ф.06    Опасные ситуации природного характера и защита от них;

ДПП.Ф.07    Безопасный отдых и туризм;

ДПП.Ф.08    Опасные ситуации техногенного характера и защита от них;

ДПП.Ф.09    Безопасность на дороге и в общественном транспорте;

ДПП.Ф.10    Пожарная безопасность;

ДПП.Ф.11    Экология и безопасность жизнедеятельности;

ДПП.Ф.12    Социология безопасности.

ДПП.Ф.13    Основы обороны государства и военной службы;

ДПП.Ф.14    Гражданская оборона;

ДПП.Ф.15    Охрана труда на производстве и в учебном процессе;

ДПП.Ф.16    Информационная безопасность;

ДПП.Ф.17    Психологические основы безопасности;

ДПП.Ф.18    Здоровый образ жизни и его составляющие;

ДПП.Ф.19    Основы медицинских знаний;

ДПП.Ф.20    Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Выпускник должен показать способность решать типовые задачи профессиональной деятельности специалиста квалификации 050104 «Безопасность жизнедеятельности» в области учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической и организационно-управленческой деятельности.  

В теоретическую часть включены ключевые разделы (темы) дисциплин предметной подготовки. В практическую часть включены практические задания, направленные на выявление уровня подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной педагогической деятельности и профессиональной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения.

В соответствие с направлением профессиональной педагогической деятельности выпускник должен успешно осуществлять процесс обучения безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, для реализации которого он должен владеть навыками планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом. Выпускник должен показать уровень владения современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе техническими средствами обучения, информационными и компьютерными технологиями. Так же выпускник должен показать владение современными средствами оценивания результатов обучения, с учетом личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучению, на основе создании у субъектов обучения мотивации и с учетом индивидуальных личностных, психолого-физиологических и возрастных особенностей учащихся.

В соответствие с направлением профессиональной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения выпускник должен владеть способностью разрабатывать организационные, инженерно-технические, социально-психологические мероприятия по рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; планировать краткосрочные и долгосрочные мероприятия, разрабатывать программы обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. Так же  специалист должен быть способен осуществлять мониторинг безопасности образовательного учреждения, организовывать мероприятия по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий, владеть навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при неотложных состояниях, бытовых травмах и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Структура экзаменационного билета включает теоретические и практические разделы.

 

I. Теоретический раздел

 

Безопасность и теория риска.

Безопасность жизни как наука. Культура безопасности в разные исторические эпохи. Философские и религиозные аспекты культуры безопасного поведения. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Безопасность и теория риска. Классификация опасных ситуаций по критериям риска и уровню управления. Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа. Управление рисками в социальных, технических и экономических системах. Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска. Уровни безопасности личности и сообщества.

Основы геополитической  безопасности Российской Федерации.

Понятие локальной цивилизации, нации, национальной безопасности, национальных интересов. Взаимозависимость безопасности страны, общества, государства, личности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Законы о безопасности. Современный комплекс проблем безопасности. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи. Понятие о геополитике и геополитических интересах. Источники международных опасностей, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.

Основы экономической безопасности Российской Федерации

Сферы национальных интересов России и задачи обеспечения национальной безопасности. Демографическая обстановка в России и ее влияние на безопасность государства. Продовольственная безопасность в стране и в мире. Экономическая, энергетическая и финансовая безопасность. Современный экономический кризис в России: причины, стратегии преодоления. Методы обеспечения экономической безопасности.

Нормативно-правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законодательные основы защиты населения и территорий от терроризма.  Система органов обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы госнадзора, государственные инспекции, общественные организации в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система и организация подготовки населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций. Средства, способы оповещения населения о чрезвычайных и опасных ситуациях.

Нормативно-правовые и организационные основы защиты населения и территорий от терроризма.

Законодательные основы защиты человека от терроризма в Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ, Федеральном Законе  «О противодействии терроризму». Система органов обеспечения безопасности от терроризма. Совет по безопасности, его структура и функции. Юридический статус Совета безопасности. Система и организация подготовки населения России в области защиты от терроризма.

Терроризм как глобальная проблема современности.

Международный терроризм – как глобальная проблема современности. Очаги международного терроризма. Основные источники угрозы и методы террора. Обучение населения основным правилам поведения при угрозе террористического акта. Обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Алгоритм поведения при угрозе террористических актов. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника, обнаружении взрывного устройства, химической и радиационной атаках.

Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности.

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации. Социальные конфликты и их причины. Причины социальной напряженности и социальных конфликтов в России. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм. Экстремистские движения националистической и религиозной направленности. Националистический и религиозный фанатизм.

Вредные привычки и аддиктивное поведение, их влияние на здоровье человека.

Понятие о вредных привычках и аддиктивном поведении. Злоупотребления токсичными веществами, алкоголизм и наркомания. Социально-психологические и физиологические факторы формирования вредных привычек и аддиктивных форм поведения. Организационные, нормативно-правовые и психолого-педагогические основы профилактики вредных привычек и аддиктивного поведения.

Криминогенные ситуации в местах проживания, причины их возникновения, правила безопасного поведения и обеспечения личной безопасности.

Понятие о преступлениях и правонарушениях. Виды и категории преступлений. Динамика и статистика преступности в стране, в регионе. Причины преступности в России. Криминогенная ситуация в городе, районе, микрорайоне, выявление зоны повышенной криминогенной опасности. Психология и субкультура личностей преступного типа. Причины высокой преступности в России. Организационные и психолого-педагогические основы профилактики преступности.

Опасности в сфере потребительского рынка.

Нормативно-правовые основы защиты прав потребителей. Обязанности производителей по обеспечению безопасности товара. Сертификация, аккредитация, лицензирование деятельности. Товарные знаки производителя. Информирование производителей о безопасности товара. Права потребителей. Право на безопасность товара. Мошенничество в сфере потребительского рынка способы и меры защиты от него.

Основы самообороны.

Самооборона: понятие, виды, способы, классификация. Правовые основы пределов допустимой самообороны. Морально-психологические и правовые основы применения оружия в качестве самообороны. Использование приемов и тактика различных единоборств. Подручные средства самозащиты. Технические средства самозащиты и обеспечения безопасности жилища и образовательных учреждений.

Опасности геологического характера и защита от них.

Понятие опасного геологического процесса. Классификация опасностей геологического характера. Причины и динамика развития опасных геологических процессов. Степень опасности геологических процессов и их влияние на хозяйственную деятельность человека. Мониторинг и прогнозирование геологических рисков. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий и объектов экономики от геологических рисков.

Опасности метеорологического характера и защита от них.

Понятие опасного метеорологического процесса. Классификация опасностей метеорологического характера по природе возникновения. Мониторинг и прогнозирование метеорологических рисков. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий и объектов экономики от метеорологических рисков.

Опасности гидрологического характера и защита от них.

Понятие опасного гидрологического процесса. Классификация опасностей гидрологического характера по природе возникновения. Мониторинг и прогнозирование гидрологических рисков. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий и объектов экономики от гидрологических рисков.

Пожары в природе и защита от них.

Понятие пожара в природе. Классификация природных пожаров. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий и объектов экономики от природных пожаров.

 Безопасность при организации отдыха и туризма.

Понятие безопасности в туризме. Международные и Российские нормативно-правовые акты, регламентирующие безопасность в туризме. Основные факторы безопасности в туризме. Организационные требования по обеспе6чению безопасности в туризме. Страхование туристов. Социальная безопасность туристов в стране пребывания.

Радиационно-опасные объекты экономики.

Радиационно-опасные объекты экономики. Понятие радиационных рисков. Аварии на радиационно - опасных объектах экономики и их последствия. Мониторинг и прогнозирование радиационных аварий на радиационно-опасных объектах. Организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики от аварий. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности функционирования радиационно-опасных объектов экономики. Защита персонала радиационно-опасных объектов экономики от аварий и вредного воздействия. 

Химически опасные объекты экономики.

Аварии на химически опасных объектах экономики. Классификации: химически опасных объектов экономики, аварий и химически опасных веществ. Мониторинг и прогнозирование аварий на химически опасных объектах экономики. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий и объектов экономики от аварий и их последствий.

Гидротехнические сооружения.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Классификация гидротехнических сооружений и факторы их устойчивости. Мониторинг и прогнозирование аварий на гидротехнических сооружениях. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий от аварий на гидротехнических сооружениях. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности функционирования гидротехнических сооружений.  

Пожаровзрывоопасные объекты экономики.

Пожаровзрывоопасные объекты экономики. Аварии на пожаровзрывоопасных объектах экономики. Классификация пожаровзрывоопасных объектов экономики и факторы их устойчивости. Мониторинг и прогнозирование аварий на пожаровзрывоопасных объектах экономики. Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий от аварий на пожаровзрывоопасных объектах экономики. Нормативно-технические требования к обеспечению пожарной безопасности объектов экономики.

Безопасность на дорогах и в общественном транспорте.

Аварии на транспорте. Классификация аварии аварий на транспорте. Мониторинг и прогнозирование аварий на транспорте. Участники дорожного движения и их безопасность. Правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков. Опасности на дороге. Основные причины ДТП. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. Методы предотвращения ДТП.

Экологическая безопасность.

Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Экологические проблемы современности. Источники и характеристики загрязнений различных сфер. Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Пути решения экологических проблем. Мониторинг среды обитания.

Экологическая оценка качества окружающей среды

Экологическая оценка состояния региона. Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Информационные технологии в управлении средой обитания. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

Информационные технологии и безопасность.

Информационные технологии и здоровье. Глобальная информатизация общества. Нормативно-правовые основы информационной безопасности и защиты информации. Пределы использования информации. Доступность информации. Защита информации от несанкционированного доступа и использования.

Современные средства поражения и средства защиты населения.

Средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства обеззараживания и санобработки. Технические средства разведки и контроля. Разведка очагов поражения и путей безопасной эвакуации. Защитные сооружения гражданской обороны.

Нормативно-правовые основы охраны труда.

Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда. Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена работника и учащегося. Особенности охраны труда в образовательных учреждениях. Санитарные нормы и правила. Требования безопасности при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни.

Этапы формирования здоровья. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Мотивация и здоровье. Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся. Проблемы мониторинга здоровья. Организация профилактики соматических и инфекционных заболеваний в школе.

  

 

II. Практический раздел

 

II. I. Профессиональная педагогическая деятельность

 

1.     Отбор содержания понятий для изучения ключевых разделов в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

2.     Компетентностный подход к обучению школьников (на примере отдельных тем обосновать общеобразовательные и ключевые компетенции для изучения данной темы).

3.     Разработка и методическое обоснование межпредметных связей необходимых для изучения разделов, тем в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

4.      Разработка проекта по внеклассной работе.

5.     Разработка плана – конспекта внеклассного мероприятия.

6.     Разработка блок – схем и баз данных для изучения разделов и тем в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

7.     Разработка планов-конспектов уроков.

8.     Использование модульной технологии в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности.

9.     Разработка плана-конспекта практического занятия.

10.                 использование видеоматериалов в школьном курсе безопасности жизнедеятельности.

11.                 Разработка цифровых образовательных ресурсов для реализации образовательного процесса в школе.

12.                 Разработка блок – схем по ключевым разделам тем, классификациям и их методическое обоснование для использования в образовательном процессе школы.

13.                 Технология знаково-контекстного обучения Вербицкого и ее использование при изучении опасностей социального характера.

14.                 Разработка педагогических тренингов.

15.                 Разработка тестов для контроля знаний.

16.                 Квазипрофессиональные технологии и их использование в образовательном процессе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

17.                 Разработка заданий для самостоятельной работы школьников.

18.                 Проектирование образовательного процесса и отбор форм и методов реализации образовательного процесса при изучении тем.

19.                 Учебно-методические комплексы: структура, содержание, требования к оформлению.

20.                 Экскурсионные формы проведения занятия и их использование в образовательном процессе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

21.                 Информационные технологии и их использование в образовательном процессе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

22.                 Проектные краеведческие технологии и их использование в образовательном процессе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

23.                 Технологии проведения интегрированных межпредметных уроков по курсу Основы безопасности жизнедеятельности».

24.                 Профильное обучение в общеобразовательной школе (разработка фрагмента учебного плана образовательного процесса в профильном классе).

25.                 Разработка элективных курсов по изучению правил дорожного движения в школе.  

26.                 Технологические карты и их использование в образовательном процессе.

27.                 Разработка рейтинговой системы оценивания эффективности образовательного процесса.

 

II. II. Профессиональная деятельность организатора безопасности образовательного учреждения

 

1.     Разработка паспорта безопасности образовательного учреждения. 

2.     Разработка перечня нормативно правовых актов, которыми должен руководствоваться руководитель образовательного учреждения для организации антитеррористической защищенности учебного заведения.

3.     Разработка паспорта антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

4.     Разработка проекта «Обучение учащихся правилам безопасного поведения в случае террористической угрозы» для различных ступеней обучения.

5.     Разработка проектов по профилактике вредных привычек и аддиктивного поведения школьников.

6.     Разработка базы данных для психолого-педагогического тестирования склонности к девиантному поведению школьников.

7.     Разработка базы данных для психолого-педагогического тестирования выявления склонности учащихся к зависимости.

8.     Разработка методических рекомендаций для руководителя образовательного учреждения по использованию необходимых технических средств защиты в образовательном учреждении.

9.     Разработка методических рекомендаций для классного руководителя по проведению воспитательной работы с учащимися по вопросам безопасного поведения в лесу в пожароопасный период. 

10.                 Разработка программы подготовки школьников для участия в соревнования общероссийского движения «Школа выживания».

11.                 Разработка методических рекомендаций тля руководителя образовательного учреждения по организации эвакуации персонала при различных авариях.

12.                 Организационные и нормативные требования к организации и проведению экскурсий. Технические средства обучения и их использование для проведения практических работ (на примере изучения данной темы).

13.                 Разработка тренировочных занятий по эвакуации и правилам поведения при пожаре.

14.                 Разработка методических рекомендаций для руководителя образовательного учреждения по организации эвакуации персонала при пожаре.

15.                 Разработка методических рекомендации для руководителя образовательного учреждения по организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в школе.

16.                 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы.

17.                 Разработка требований к организации режима труда и рабочего места школьника при работе за компьютером.

18.                 Разработка методических рекомендаций для руководителя образовательного учреждения по организации информационной безопасности образовательного учреждения.

19.                 Разработка плана мероприятий по эвакуации персонала образовательного учреждения в случае использования оружия массового поражения.

20.                  Работа с родителями по вопросам рациональной организации труда и отдыха детей в школе (разработать план-конспект беседы с родителями).

21.                 Взаимодействие социальных институтов в организации охраны труда в образовательном учреждении. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

22.                 Психолого-педагогические методики диагностики и прогнозирования состояния здоровья учащихся.

23.                 Разработать методические рекомендации для руководителя образовательного учреждения по формированию адаптации учащихся к образовательному процессу.

24.                 Обоснование требований к охране образовательного учреждения.

25.                 Обоснование требований по охране и защите прав учащихся в образовательном учреждении.

26.                 Разработка практических рекомендаций для классного руководителя по работе в области в области защиты детей от преступности в быту.

27.                 Разработка памятки для родителей по профилактике травматизма детей в быту.

 

Образец билета

Билет № 1

Тема: Безопасность и теория риска.

1.     Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Безопасность и теория риска. Классификация опасных ситуаций по критериям риска и уровню управления. Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа. Управление рисками в социальных, технических и экономических системах.

2.     Отбор содержания понятий для изучения положений теории риска в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

3.     Использование положений теории риска при разработке паспорта безопасности образовательного учреждения.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / http://www.consultant.ru/popular/cons/
  2. Федеральный Закон «О безопасности» - Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I / http://svr.gov.ru/svr_today/doc04.htm.
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О безопасности гидротехнических сооружений» (принят ГД ФС РФ 23.06.1997) /http://www.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят ГД ФС РФ 20.06.1997) / http://www.consultant.ru
  5. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения» (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995) / http://www.consultant.ru
  6. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О пожарной безопасности» (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) / http://www.consultant.ru
  7. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О транспортной безопасности» (принят ГД ФС РФ 19.01.2007) / http://www.consultant.ru
  8. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (принят ГД ФС РФ 01.12.1999) / http://www.consultant.ru
  9. Федеральный Закон «О защите человека и территорий от ЧС природного и техногенного характера». – от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ / http://www.mchs.gov.ru/
  10.    Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ /. http://www.consultant.ru
  11. Федеральный Закон «Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) / http://www.consultant.ru
  12. Федеральный Закон «Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 27.12.2009) / http://www.consultant.ru
  13. Федеральный Закон «Водный кодекс Российской Федерации»  от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) / http://www.consultant.ru
  14. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) (принят ГД ФС РФ 05.12.1995) / http://www.consultant.ru
  15. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 ) (ред. от 27.12.2009) / http://www.consultant.ru
  16. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» (утв. ВС РФ 06.08.1993 N 5600-1) (ред. от 18.07.1995) / http://www.consultant.ru
  17. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2010) / http://www.consultant.ru
  18. СанПин «Требования к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»
  19. ППБ 101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений».
  20. НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» Электронный вариант
  21. НПБ 104-03 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» Электронный вариант.

Учебники и учебные пособия

 

  1. Григорьев А.И. Чрезвычайные ситуации социального характера: учебное пособие / А. И. Григорьев, Т. В. Зязина, С. Н. Жегульский, В. В. Лобачев - Воронеж. – Изд. ВГПУ, 2005. – 212 с.
  2. Григорьев А.И. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера: учебное пособие для студ., обучающихся по спец. 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / А. И. Григорьев, С. Н. Жегульский, Т. В. Зязина — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. — 234с.
  3. Гордеев А. В. Нормативно-правовое регулирование и органы обеспечения безопасности: учебное пособие / А. В. Гордеев, В. А. Некрылов, Т. В. Зязина, И. Е. Плотникова – Воронеж «Научная книга», 2009. – 246 с.
  4. Зязина Т.В. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. / Т. В. Зязина, А. И. Григорьев, А. В. Пронин. – Воронеж. - Изд-во ВГПУ, 2005. – 32 с.
  5. Зязина Т.В. Педагогическая практика студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. / Т. В. Зязина, А. И. Григорьев, В. Ф. Трещалин, О. А. Григорьев. – Воронеж. -  Изд-во ВГПУ, 2005. - 84 с.
  6. Зязина Т.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Т. В. Зязина, А. И. Григорьев – Воронеж. - Изд-во ВГПУ, 2006. – 186 с.
  7. Зязина Т.В. Безопасный отдых и туризм: учебное пособие / Т. В. Зязина, Е. А. Высоцкая, В. В. Лобачев – Воронеж. - Изд-во «Научная книга» 2007. – 266 с.
  8. Зязина, Т.В. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера : учебная практика / Т.В. Зязина, А.И.Григорьев, А.В.Пронин. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. — 32с.
  9. •7.     Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : настольная книга руководителя / сост. Н. В. Андреева [и др.]; под ред. Л. Н. Антоновой; отв. ред. Л. Я. Олиференко, В. Ф. Пилипенко. — 2-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 248 с.
  10. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: рабочие материалы заместителя руководителя / сост. А. И. Котова [и др.]; под ред. Л. Н. Антоновой, Н. В. Буркова; отв. ред. Л. Я. Олиференко, В. Ф. Пилипенко. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 160 с.
  11. Пилипенко В. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: история. Концепция. Документы : методическое  пособие / В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков; под ред. Л. Я. Олиференко. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 128 с.
  12. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учебное пособие / А. Н. Сухов – М.: Изд. центр «Академия». – 2005.
  13. Хасан Б.И. Психология конфликта: учебное пособие. /Б. И. Хасан – М. – Изд. центр «Академия» - 2006. -  189 с.
  14. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: учебное пособие. /А. П. Назаретян  – М.: Изд. центр «Академия» - 2006. – 158 с.
  15. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» / Ю. Л. Хотунцев — М.: Академия, 2002. — 480с.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz