|
…
Интернет-агентство новостей экологии - Ежедневно обновляемая подборка экологических новостей со всего мира. Архив материалов. Справочная информация о параметрах качества воды, нормативы. Физико-химические, органолептические. Бактериологические и паразитологические показатели. Список литературы. Экологический фонд "Вода Евразии". Техника и технологии обработки воды. Реагенты для обработки воды. http://www.waterandecology.ru/ Журнал "Очистка воды и экология". Периодические издания, нормативные документы, форум, новости. Московский ИСАР выпускает и бесплатно рассылает ежеквартальный информационно-методический бюллетень для экологических НПО. Основные рубрики бюллетеня: анализ опыта работы экологических НПО России; программы фондов, поддерживающих деятельность экологических НПО; консультирование НПО по юридическим, бухгалтерским и другим вопросам. "Гуманитарный экологический журнал" - Интернет-издание. Основная тематика - современная идеология охраны природы и гуманитарные аспекты экологии. http://www.faqs.org/faqs/ozone-depletion/ Ozone Depletion - Ozone - Литература по исследованию проблемы озоновой дыры. Воздействию ультрафиолетого излучения солнца. Фотографии озоновых дыр. http://www.mtu-net.ru/citeco-pro/ Институт экологии города. Каталог по безопасности жизнедеятельности - экологии, охране труда, промышленной, пожарной, электромагнитной и радиационной безопасности. Российская экологическая страница - различная информация по экологии. http://www.greenwaves.com/russian/ Международный экологический форум - обсуждение острых экологических проблем Вопросы Альтернативных технологий по вопросам загрязнения окружающей среды. http://www.evol.nw.ru/econews/ EcoNews - Экологический журнал Независимого Центра Экологической Информации. http://www.lipetsk.ru/~expert/ Обсуждение экологических проблем. Практика. Эксперты. Публикации. http://csf.colorado.edu/ecol-econ/ Материалы по экологической экономике - Публикации ученых, книги, обсуждения альтернативных экономических систем. Экологическая геохимия - Электронная экологическая библиотека. База данных о научных результатах в экологии Материалы по темам: Экологическая патология. Экология человека. Биосфера. Санитарная экология. Экология и современный этап развития гигиены. 3. Поисковые системы ru.msn.com 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Учебные аудитории: 1.1. Учебные аудитории для проведения лабораторных работ № 301, 302. 1.2. Учебная аудитория для проведения лекций № 402.
2. Приборы и оборудование. 2.1. Проектор Tpson EB-S6. 2.2. Экран настенный ScreenMedia Goldview 183х244cm, MW, 4:3, подпруженный, 4-уг. 2.3. Графический планшет Wireless Pen Table A5 (Graphire Bluetooth) (CTE-630BT3)/ 2.4. Ноутбук 15,6 ASUS X58Le. 2.5. Универсальный потолочный настенный комплект Paramount, состоящий из крепления+штанги 42-65. 2.6. Фотоаппарат цифровой Konika Minolta. 2.7. Экран на штативе Draper Consul 178х178. 2.8. Баромерт-анероид. 2.9. Гигрограф. 2. 10. Психрометр. 2.11. Фотооксигемометр комбинированный индикаторный.
3. Мультимедиаресурсы: 3.1. Мультимедиаресурсы для лекции: 3.1.1. Экологическая безопасность как составляющая безопасности жизнедеятельности. 3.1.2. Экологические проблемы современности. 3.1.3. Источники загрязнения окружающей среды. 3.1.4. Экологически обусловленные заболевания химической этиологии. 3.1.5. Радиационное загрязнение и здоровье человека. 3.1.6. Нормирование качества окружающей среды. 3.1.7. Проблемы утилизации отходов. 3.2. Учебные фильмы: 3.2.1. Экотехнология. Без отходов. Discovery 3.2.2. Экотенология. Новая Энергетика. Discovery 3.2.3. Экотехнология. Топливо будущего. Discovery 3.2.4. Экотехнология. Экологичное жилье. Discovery 3.2.5. Экотехнология. Экстремальная погода. Discovery 3.2.6. Паразиты. ВВС. 3.2.7. Мутанты. Discovery 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Теоретическая часть изучается в форме аудиторных занятий и внеаудиторной работы. Аудиторные занятия (лекции) реализуются в форме сочетания проблемной лекции и лекции визуализации. Материал излагается в форме последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных ситуаций касающихся экологической безопасности. Проблемные ситуации должны содержать в себе диалектическое противоречие, заключающееся в том, экономический рост и развитие производства могут способствовать росту материального достатка нации, но при антропоцентрическом подходе приводят к нарушению экологического равновесия, что в свою очередь снижает качество среды обитания и способствует росту заболеваемости населения, увеличивает риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Для разработки проблемной лекции преподавателю необходимо проанализировать и выделить ключевые стержневые линии раздела, выбрать основные глобальные и региональные экологические проблемы и методические приемы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность студентов в направлении разрешения обозначенных проблем экологической безопасности. Ориентирующая функция преподавателя при изложении данного раздела заключается в том, что он должен конкретизировать поставленные проблемы, ознакомить студентов с основными ключевыми понятиями в области экологической безопасности. Визуализация реализуется путем использования мультимедиалекций, которые разработаны для каждого раздела. Основные ключевые понятия, которые должен освоить студент: Раздел «Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России»: «Экологическая безопасность – фактор формирования качества жизни нации»; «Биотические и абиотические факторы формирования качества среды обитания»» «Естественные экологические факторы»; «Техногенные (антропогенные) факторы формирования среды обитания»; «Социально-экономические условия как факторы формирования качества среды обитания»; «Влияние экологических факторов на живые организмы»; «Экологический гомеостаз»; «нарушение экологического равновесия», «Законы экологии»; «Принципы обеспечения экологической безопасности»; «Пределы человеческого роста»; «Концепции экологической безопасности: экоцентрическая и антропоцентрическая»; «Понятие о системе экологической безопасности обеспечивающей минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития экономики». Раздел «Экологические проблемы современности (глобальные и локальные)»: «Классификация экологических проблем современности: локальных, региональных и глобальных», «Парниковый эффект», «Киотский протокол», «Кислотные осадки», «Проблема озоновых дыр», «Проблема истощения энергетических природных ресурсов», «Проблемы вырубки влажных экваториальных лесов», «Опустынивание», «Почвенная эрозия», «Проблема качества воды», «Проблема захоронения токсичных отходов», «Экологические проблемы промышленных мегаполисов». Раздел «Источники загрязнения окружающей среды (общая характеристика)»: «Источники загрязнения окружающей среды», «Загрязнение окружающей среды предприятиями теплоэнергетики», «Влияние на окружающую среду атомных электростанций», «Влияние на окружающую среду гидроэлектростанций», «Предприятия-источники токсичных химических веществ (в том числе ксенобиотиков)», «Предприятия-источники биологического загрязнения окружающей среды», «Сельское хозяйство-источник ядохимикатов, нитратов», «Вклад автомобильного транспорта в загрязнение окружающей среды», «Проблемы загрязнения окружающей среды железнодорожным транспортом», «Авиационный транспорт как источник высокотоксичных веществ и фреонов», «Трубопроводный транспорт и нефтеналивные танкеры как источники загрязнения окружающей среды нефтью», «Токсичные и радиоактивные отходы (источники, проблемы утилизации и захоронения», «Источники физического загрязнения окружающей среды: шума, вибраций, электромагнитных полей». Раздел «Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Экологически обусловленные заболевания»: «Экологические факторы формирования здоровья человека», «Понятие об экологически обусловленных нозологических группах заболеваний», «Заболевания обусловленные загрязнением атмосферного воздуха химическими веществами», «Заболевания, обусловленные химическим загрязнением питьевой воды и продуктов питания», «Заболевания, обусловленные воздействием на организм физического загрязнения окружающей среды», «Заболевания обусловленные радиоактивным загрязнением окружающей среды». Раздел: «Пути решения экологических проблем. Нормирование качества окружающей среды»: «Экоцентрические и антропоцентрические подходы к решению экологических проблем», «Малоотходные и безотходные технологии: мировой и российский опыт», «Очистные сооружения», «Очистка газообразных выбросов», «Очистка сточных вод», «Технологии утилизации отходов», «Нормирование качества воздуха», «Нормирование качества вод», «Нормирование загрязнения почвы», «Нормирование вредного воздействия физических факторов», «Нормирование воздействия на здоровье», «Нормирование вредного воздействия в пределах промплощадки предприятий и санитарно-защитных зон», «Нормирование механических воздействий на окружающую среду». Раздел: «Экологическая оценка состояния региона. Методы и средства мониторинга и оценки экологического состояния»: «Современные методы экологического мониторинга». «Технические и программные устройства мониторинга качества окружающей среды», «Экологические прогнозы, методы, средства и технологии прогнозирования», «Прогнозирование динамики здоровья с учетом нозологических и возрастных групп», «Комплексные долгосрочные и краткосрочные прогнозы экологического состояния региона и здоровья населения». Раздел: «Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды»: «Организационные мероприятия управления качеством окружающей среды», «Экономическое стимулирование экозащитных мероприятий в организациях», «Методы регулирования и управления качеством окружающей среды», «Научно-исследовательская деятельность по разработке средств и методов обеспечения экологической безопасности», «Информационные технологии в управлении качеством окружающей среды». Раздел: «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды»: ООН: (ЮНЕСКО, Всемирная метеорологическая организация ВМО, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Комитет по природным ресурсам (КПР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)», «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), «Декларация по окружающей среде и развитию», «Киотский протокол», «Международный Союз Охраны Природы и Природных Ресурсов (МСОП)», «Международный совет по праву окружающей среды», «Римский клуб», «Комиссия ООН по устойчивому развитию». Раздел: «Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды»: «Учебно-методическое обеспечение уроков по безопасности жизнедеятельности, включающих разделы по экологической безопасности», «Требования к безопасности туристических маршрутов», «Внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия по экологической безопасности», «Разработка паспорта безопасности образовательного учреждения».
Практическая часть изучается в форме аудиторных лабораторных работ и самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Для выполнения лабораторных работ используются приборы, программные средства, технологические карты. Формой отчетности о выполненных лабораторных работах являются отчеты (индивидуальные, групповые в зависимости от конкретной лабораторной работы). Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа): включает индивидуальную и фронтальную. Для выполнения самостоятельной работы разработаны:
Фронтальная самостоятельная работа включает: подготовку к лабораторным занятиям. Индивидуальная самостоятельная работа включает научно-исследовательскую деятельность студентов в соответствие с избранным направлением исследований. Формы отчетности: 1) отчеты; 2) доклады; 3) статьи; 4) базы данных; 5) цифровые образовательные ресурсы. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации Вопросы для зачета.
Вопросы к экзамену.
Рейтинговая система оценки индивидуальной учебной деятельности студентов
Оценка индивидуальной деятельности студентов по дисциплине складывается из следующих видов работ: 1) прослушивание лекций; 2) самостоятельная работа на лабораторныхзанятиях; 3) самостоятельная внеаудиторная работа; 4) НИРС; 5) беседа на зачете; 6) итоговое тестирование; 7) беседа на экзамене.
|