Министерство образования и науки РФ

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний

 

 

 

Экология и безопасность жизнедеятельности

 

 

 

Учебная программа

 

подготовки специалиста по специальности

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

Уровень основной образовательной программы: специалитет

Учебный план

специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

специальность 050720 «Физическая культура»,

утвержден,  Ученым Советом Воронежского государственного педагогического университета  13.09 2007

 

 

Общая трудоемкость 180 час

Лекции 66

Практические 48

СРС 86

Формы отчетности

зачет  7 семестр/ экзамен 8 семестр

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от «6» октября 2010 г. Протокол №  2

 

Заведующий кафедрой                                                                    (Т. А. Романова)

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом факультета  « 21 » октября 20 10 г. Протокол № 2

 

Председатель УМО ФФК и БЖ                   _________________(Т. В. Зязина)

Председатель Ученого совета факультета                                    (В. В. Лобачев)

 

 

Разработчики:

            доцент                                                                                              Т. В. Зязина

Воронеж – 2010

 

Выписка из ГОС ВПО

ДПП.Ф.11

Экология и безопасность жизнедеятельности

Экологическая безопасность, основные понятия. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Экологические проблемы современности. Источники и характеристики загрязнений различных сфер. Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Пути решения экологических проблем. Мониторинг среды обитания. Экологическая оценка состояния региона. Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Информационные технологии в управлении средой обитания. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

 

1. Цель и задачи дисциплины

 

Целью дисциплины является – овладение студентами комплексом  теоретических знаний и практических умений и навыков в области экологической безопасности.

Задачи дисциплины:

–  формирование у студентов способности идентифицировать факторы и источники негативного воздействия на окружающую среду, обусловленные  деятельностью человека;

–  овладение студентами навыками мониторинга экологического состояния среды обитания;

- овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений оценки влияние экологических факторов на здоровье населения;

–  овладение студентами современными, в том числе информационными средствами и методами прогнозирования, оценки и управления состоянием окружающей среды;

–  формирование навыков разработки программ развития и оптимизации экологического состояния региона;

–  овладение комплексом знаний в области международного сотрудничества в области охраны окружающей среды от воздействия негативных факторов природной и техногенной среды;

–  овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по организации школьной и внешкольной работы по экологической безопасности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности» относится к циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.11) федерального компонента  ДПП государственного образовательного стандарта 050104

Областями  профессиональной деятельности специалистов, на которые ориентирует дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности», являются учреждения образования, детского отдыха и туризма.  

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности специалистов:

- обучение.

-воспитание.

-развитие,

-просвещение.   

Профильными  для данной дисциплины является учебно-воспитательная; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая профессиональная деятельность учителя  безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения по разделам экологической безопасности в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов, в которых изучаются вопросы экологической безопасности программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения разделов экологической безопасности в курсе «Безопасность жизнедеятельности», в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к изучению разделов экологической безопасности;

 в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование культуры экологической безопасности учащихся;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы по разработке учебно-методических материалов по экологической безопасности;

- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся в области экологической безопасности;

- организация экологической безопасности образовательных учреждений;

- организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций экологического характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий;

- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций экологического характера.

 Для освоения дисциплины «Экология и безопасность жизнедеятельности» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения

«­­­­Математики»:

- знания о методах математической статистики, умения навыки математической обработки информации для изучения динамики экологического состояния окружающей среды, заболеваний населения, обусловленных качеством окружающей среды;

«­­­­Информатики»:

- осуществление процессов сбора, передачи, обработки и накопления экологической информации;

- использование технических и программных средств мониторинга и прогнозирования экологических процессов;

- разработка моделей решения экологических проблем;

- использование сетевых ГИС – ресурсов, официальных сайтов, порталов и баз данных для изучения экологической безопасности.

«­­­­Физики»:

- основы молекулярной физики, закономерности круговорота и перераспределения веществ и энергии.  

«Химии»:

- химическая термодинамика и кинетика;

- реакционная способность веществ;

- химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ.

«Биологии с основами экологии»:

- живые системы, влияние факторов окружающей среды на живые системы;

- физиология человека, воздействие факторов окружающей среды на физиологические функции организма;

- экология человека;

- охрана природы.

 

 Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Безопасный отдых и туризм», «Опасности техногенного характера», прохождения учебной практики по безопасности жизнедеятельности, прохождения педагогической практики по безопасности жизнедеятельности в 7, 8, 9 классах, подготовки к выполнению профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности по разработке паспорта безопасности образовательного учреждения.  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студенты должны:

 

Знать

– фундаментальные понятия экологии;

- основные экологические законы пределы совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы;  

- механизмы поддержания гомеостаза в экосистемах;

- современные глобальные и локальные экологические проблемы;

- источники загрязнения окружающей среды;

- механизмы воздействия загрязняющих веществ, неблагоприятных механических, химических и физических факторов на экосистемы, популяции и человека;

- влияние экологических факторов на состояние здоровья человека;

- пути решения экологических проблем;

- методы мониторинга среды обитания;

- методы экологической оценки экологического состояния региона;

- средства и методы управления в сфере обеспечения экологической безопасности;

- информационные технологии в управлении средой обитания;

- основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

- организацию школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

 

Уметь

–  использовать фундаментальные и прикладные понятия экологии для прогнозирования динамики состояния окружающей среды на глобальном и региональном уровнях;

– выявлять глобальные и локальные экологические проблемы  на основе данных мониторинга состояния окружающей среды;

- анализировать динамику состояния здоровья населения региона на основе статистических данных;

- прогнозировать динамику состояния здоровья населения региона на основе качественного и количественного анализа экологического состояния жизнеобеспечивающих сред;

- прогнозировать экологическую ситуацию в регионе на основе анализа совокупности природных и техногенных условий;

- разрабатывать программы оптимизации экологического состояния региона;

- использовать информационные технологии для мониторинга, прогнозирования и оценки экологического состояния региона;

- использовать информационные технологии для разработки учебно-методических материалов по вопросам экологической безопасности;

- осуществлять научные исследования в области экологической безопасности;

- разрабатывать учебно-методическое обеспечение для образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности;

- разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности в туристических походах;

- использовать  знания по экологической безопасности для разработки паспорта образовательного учреждения;

- использовать знания по экологической безопасности для обеспечения безопасности образовательного процесса учащихся;

- оказывать доврачебную помощь обучающимся в случае развития чрезвычайной ситуации экологического характера;

- осуществлять культурно-просветительскую работу среди населения по вопросам экологической безопасности.

 

Владеть

–  методами изучения и системного анализа научной и методической литературы в области экологической безопасности;

- методами и средствами идентификации, мониторинга, прогнозирования и оценки качества окружающей среды и динамики здоровья населения;

– современными методами исследований и программным обеспечением необходимым для осуществления научных исследований по вопросам экологической безопасности;

- современными педагогическими технологиями и программным обеспечением, необходимым для разработки учебно-методических материалов по экологической безопасности;

  - технологией обработки  сетевых ресурсов (локальных и глобальных) в объеме необходимом для использования знаний и умений по экологической безопасности в профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности;

- иностранным языком, на уровне, необходимом для изучения современной научной и учебно-методической литературы по экологической безопасности, изучения опыта международного сотрудничества в области экологической безопасности;

-технологиями коммуникации, современной научной терминологией по экологической безопасности в объеме позволяющей осуществлять образовательный процесс, связь в органами госкомприроды, МЧС, учреждениями здравоохранения, образования.

 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

Аудиторные занятия (всего)

114

54

60

В том числе:

 

 

 

Лекции (Л)

114

36

30

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

48

18

30

Самостоятельная работа  (всего)

86

36

50

В том числе:

 

 

 

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

 

10

 

Реферат

 

10

4

Эссе

 

 

 

Учебный проект

 

14

26

Разработка цифрового образовательного ресурса

 

2

16

Подготовка к семинарским и практическим занятиям

 

 

4

Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен)

 

зачет

экзамен

Общая трудоемкость                                                    часы

 

 

200

90

110

 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России

Экологические факторы и их влияние на живые организмы (факторы формирования экологической безопасности (природные, техногенные, социально-экономические)

Экологический гомеостаз. Пределы экологической безопасности. Законы экологии.

Принципы экологической безопасности. (Понятие о системе экологической безопасности обеспечивающей минимальный уровень неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность и здоровье людей). 

2

Экологические проблемы современности (глобальные и локальные).

Классификации экологических проблем. 

Проблема глобального потепления. Кислотные осадки. Киотский протокол.

Проблема озоновых дыр.

Проблема истощения энергетических природных ресурсов.

Проблема истощения влажных вечнозеленых лесов.  Опустынивание.

Проблема качества питьевой воды и водообеспеченности.

Проблема захоронения токсичных отходов.

Экологические проблемы промышленных мегаполисов.

Экологические проблемы Российской федерации. Федеральные целевые программы в области экологической безопасности.

3

Источники загрязнения окружающей среды (общая характеристика).

Классификации источников загрязнения.

Экологические проблемы теплоэнергетики (ТЭЦ, АЭС, ГЭС).

Источники загрязнения окружающей среды токсичными химическими веществами (нефтехимические предприятия, предприятия органического и неорганического синтеза).

 Биологическое загрязнение окружающей среды (сельское хозяйство, пищевая промышленность)

Экологические проблемы транспорта (автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, трубопроводы, порская транспортировка нефти).

Экологические проблемы сельского хозяйства (ядохимикаты, удобрения).

Проблемы захоронения и утилизации отходов (токсичные радиоактивные отходы; бытовые отходы; полигоны по захоронению отходов и требования экологической безопасности).

Физическое загрязнение окружающей среды (вибрации, шум, электромагнитные излучения).

4

Влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Экологически обусловленные заболевания

 Экологически обусловленные заболевания химической этиологии.

Заболевания, обусловленные радиоактивным загрязнением окружающей среды (отдаленные последствия острого и хронического облучения).

Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Заболевания, обусловленные повышенным шумом и вибрациями.

5

Пути решения экологических проблем. Нормирование качества окружающей среды.

Современные подходы к решению экологических проблем.

 Очистка выбросов.

Безотходные  и малоотходные технологии.

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование качества воздуха; нормирование качества воды; нормирование качества почвы; нормирование механических нарушений; нормирование воздействия физических факторов).

6

Экологическая оценка состояния региона.

Методы и средства мониторинга и оценки экологического состояния.

Методы, средства и технологии прогнозирования экологического состояния региона.

Прогнозирование динамики здоровья населения в регионах по нозологическим группам заболеваний.

7

Средства и методы управления в сфере обеспечения безопасности окружающей среды.

Организационные мероприятия управления качеством окружающей среды.

Методы экономического стимулирования и регулирования качества окружающей среды.

Научно-исследовательская деятельность по разработке средств и методов обеспечения экологической безопасности.

Информационные технологии в управлении качеством окружающей среды.

8

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.  

Международные договоры в области экологической безопасности

9

Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.

Разработка учебно-методического обеспечения по разделам экологической безопасности в школьном курсе безопасности жизнедеятельности.

Разработка безопасных туристических маршрутов и внеклассных мероприятий по экологической безопасности.

Разработка паспорта безопасности образовательного учреждения.

 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми  (последующими) дисциплинами

 

п/п

Наименование обеспечиваемых  (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Обеспечиваемые дисциплины

1

­­­­Математика

 

 

х

х

х

х

х

 

 

2

Информатика

 

х

х

х

х

х

х

х

х

3

Физика

х

х

х

х

х

х

х

 

 

4

Химия

 

 

х

х

х

х

х

 

 

5

Биология с основами экологии

 

х

х

х

х

х

х

х

 

 

 

Последующие дисциплины

6

Безопасный отдых и туризм

 

 

х

х

х

х

х

х

х

7

Опасности техногенного характера

 

х

х

х

х

х

х

х

 

8

Педагогическая практики по безопасности жизнедеятельности в 7, 8, 9 классах

х

х

х

х

х

х

х

х

х

 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Сем.

СРС

Всего

7 семестр

1

Экологические факторы и их влияние на живые организмы (факторы формирования экологической безопасности (природные, техногенные, социально-экономические)

Экологический гомеостаз. Пределы экологической безопасности. Законы экологии.

 

2

 

2

 

2

6

2

Принципы экологической безопасности. (Понятие о системе экологической безопасности обеспечивающей минимальный уровень неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность и здоровье людей). 

2

 

 

 

2

4

3

Глобальные экологические проблемы. Проблема глобального потепления. Кислотные осадки. Киотский протокол.

Проблема озоновых дыр.

Проблема истощения энергетических природных ресурсов.

Проблема истощения влажных вечнозеленых лесов.  Опустынивание.

Проблема качества питьевой воды и водообеспеченности.

Проблема захоронения токсичных отходов.

2

 

 

 

2

4

4

Региональные экологические проблемы. Экологические проблемы промышленных мегаполисов.

Экологические проблемы Российской федерации. Федеральные целевые программы в области экологической безопасности.

2

 

2

 

2

6

5

Экологические проблемы теплоэнергетики (ТЭЦ, АЭС, ГЭС). Проблемы захоронения и утилизации отходов (токсичные радиоактивные отходы; бытовые отходы; полигоны по захоронению отходов и требования экологической безопасности).

 

2

 

2

 

2

6

6

Источники загрязнения окружающей среды токсичными химическими веществами (нефтехимические предприятия, предприятия органического и неорганического синтеза).

2

 

2

 

2

6

7

Биологическое загрязнение окружающей среды (сельское хозяйство, пищевая промышленность)

2

 

 

 

2

4

8

Экологические проблемы транспорта (автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, трубопроводы, порская транспортировка нефти).

2

 

2

 

2

6

9

Экологические проблемы сельского хозяйства (ядохимикаты, удобрения).

2

 

 

 

2

4

10

Физическое загрязнение окружающей среды (вибрации, шум, электромагнитные излучения).

2

 

2

 

2

6

11

 Экологически обусловленные заболевания химической этиологии.

2

 

2

 

2

6

12

Заболевания, обусловленные радиоактивным загрязнением окружающей среды (отдаленные последствия острого и хронического облучения).

2

 

 

 

2

4

13

Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Заболевания, обусловленные повышенным шумом и вибрациями.

2

 

 

 

2

4

14

Современные подходы к решению экологических проблем.

 Очистка выбросов.

Безотходные  и малоотходные технологии. 

2

-

 

-

2

4

15

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование качества воздуха).

2

 

2

 

2

6

16

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование качества почвы).

2

 

2

 

2

6

17

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование механических нарушений).

2

 

 

 

2

4

18

Нормирование вредного воздействия на окружающую среду (нормирование воздействия физических факторов).

2

 

 

 

2

4

 

 

36

 

Продолжение »