МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 

 «Воронежский государственный педагогический университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор  по учебной работе  ___________Г.П. Иванова

 

«____»_________________20___г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности

 

Уровень основной образовательной программы:     бакалавриат

 

Направление подготовки:

050100.62 «Педагогическое образование»

 

Профиль:     

«Физическая культура»; «Безопасность жизнедеятельности»

 

Формы обучения:

очная, заочная 

 

Срок освоения ООП:

очная форма – 5 лет; заочная – 5,5 лет 

 

Кафедра:                                           

 

безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний

 

Разработчик:

 

 

Доцент  кафедры безопасности
жизнедеятельности и медицинских знаний                    __________________ Т.В. Зязина

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник учебно-методического управления               __________________ Т.В. Майзель 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от «26» октября 2011 г. Протокол № 2

 

 

Заведующий кафедрой                                                       __________________ Т.А. Романова 

 

 

 

 

Воронеж-2011

     

 

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

 

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “26”октября  2011 г.

Ведущий преподаватель_____________________Т. В. Зязна

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “6” сентября  2012 г.

Ведущий преподаватель_________________________Т. В. Зязина

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________  20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры

от “___”_________  20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

                   Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры

от “___”_________  20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

                   Зав. кафедрой__________________________________________________


  1. ЦЕЛИ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины Б.3.Б.3.4 «Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности» являются:

Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:

— использовать в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности современные информационные технологии;

—разрабатывать методические материалы, учебно-методические комплексы, проекты образовательной деятельности с использованием информационных технологий;

—разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, базы данных для использования их в образовательном процессе, культурно-просветительской и воспитательной деятельности.

Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:

- осознавать ответственность перед обучающимися и их законным представителями за результаты своей профессиональной педагогической деятельности;

- реализовать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе уважения личности и достоинства обучающегося, толерантно и уважительно воспринимать этнокультурные и религиозные духовно-нравственные начала, гражданские права и свободы субъектов профессиональной деятельности.

Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:

-самостоятельно  создавать, разыскивать, изучать, анализировать современные программные и сетевые ресурсы.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Выпускник  должен обладать следующими общекультурными  компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными  компетенциями (ПК):

Общепрофессиональными:

- способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5)

в  области педагогической деятельности:

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

в области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

2.1. Учебная дисциплина Б3.Б3.4 «Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин Б3, модулю Б3.Б3 «Методика обучения предметам по профилям».

 

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Основы компьютерной графики»; «Web-дизайн»; «Педагогика», «Психология», «Методика обучения по профилю безопасность жизнедеятельности».

 

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Педагогическая практика в школе».

 

  1. 1.    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Информационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:                                                                                                         

Знания: в области информационных технологий, в объеме, необходимом для их использования в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности  

Умения: использовать технические и программные средства для разработки образовательных, обучающих, контрольно-оценочных средств по безопасности жизнедеятельности

Навыки: разработки форм, средств обучения в цифровом формате, учебно-методических материалов, методической документации на основе информационных технологий. 

 

3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:

 

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения

 

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает: 

- объём и смысл понятий, определяющих культуру мышления

- знает сущность понятий: «информационные технологии», «формы представления информации», «восприятие информации», «информационная культура», «обработка информации»

- знает основные методы системного анализа и алгоритмы использования информационных технологий в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- общие закономерности познания и переработки информации

- знает алгоритм мыслительных операций в объеме необходимом для использования информационных технологий в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- знает алгоритм мыслительных операций в объеме, необходимом для самостоятельной разработки учебно-методических материалов по безопасности жизнедеятельности

- имеет представление об общенаучных и специальных методах и формах обработки информации

- знает содержание и специфику методов обработки информации посредством информационных технологий

- основные научные понятия изучаемых дисциплин

- знает процессы, понятия характеризующие системность и  целостность информационных технологий, как учебно-методических средств

- знает методы интеграции  информационных технологий в учебном процессе

Умеет:

- обобщать, анализировать и воспринимать информацию, делать выводы

-способен систематизировать  по смысловым единицам учебный текст для его представления в цифровом формате

-анализирует особенности различных форм и видов восприятия, анализа и обобщения вербальной информации в контексте ее интеграции с цифровыми учебно-методическими материалами

- способен анализировать и структурирует информацию и учебный материал в контексте ее воспроизводимости посредством информационных технологий

- оценивает степень релевантности и уровня восприятия учебно-методических материалов разработанных на основе информационных технологий

- умеет анализировать учебную информацию по безопасности жизнедеятельности с целью выделения существенных и несущественных признаков, выбирать основания и критерии для сравнения

- использует при разработке цифровых образовательных ресурсов междисциплинарные подходы и знания

 

- ставить цели и выбирать пути их достижения

- умеет формулировать цели, соотносить их с потребностями и условиями; выбирать средства, соответствующие целям;

- создает и использует информационные модели изучаемых явлений и процессов

- способен формулировать проблемы и находить адекватные варианты их разрешения;

- использует информационное моделирование при решении образовательных или профессиональных задач;

- умеет применять методы доказательств

Владеет:

 

- методами мышления, соответствующими нормам «информационная культура»

- владеет технологиями приобретения, использования, структурирования и обновления знаний в соответствии со спецификой информационного образовательного пространства;

- владеет принципами диалектической логики

- владеет приемами сравнения, сопоставления, систематизации, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации информации;

- владеет научными достижениями современной информатики, современными методами интеллектуального развития;

- владеет комплексом различных способов получения, анализа и обобщения информации и обладает способностью к их эффективному использованию

 

- методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения

- владеет системным подходом при решении прикладных задач, связанных с разработкой цифровых образовательных ресурсов

- применяет различные методы и приемы для решения по­ставленной задачи

- владеет способностью сочетания теоретического мышления с прагматическим поиском оптимального способа решения проблемы

 

- современными методами исследования и получения с их помощью достоверных и надежных знаний

- владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, образовательные порталы и т.д.);

- владеет навыками  решения прикладных задач

- владеет навыками применения методов обработки информации при формализации условия

 

     

. 

ОК - 8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- объём и смысл понятий:  методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации

- знает сущность понятий: «программные средства»; «аудиовизуальные средства представления информации»; «тестовые оболочки»; «цифровые образовательные ресурсы»; «требования безопасности при работе за компьютером»; «электронный учебно-методический комплекс»

- знает основные способы использования информационных технологий в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности

- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к использованию информационных технологий в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности

-знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- технологии использования программных средств в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- имеет общее представление об обращении с фотографической и проекционной аппаратуры, компьютеров

- знает техническое устройство, назначение и использование современной фотографической и проекционной аппаратуры, компьютеров, оценивает эффективность их использования в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности

- знает технологии использования цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности, созданных на основе мультимедийных программ

- знает различные методы разработки цифровых образовательных ресурсов на основе мультимедийных программ

-знает алгоритмы разработки учебно-методических материалов на основе текстовых и графических редакторов

-знает алгоритмы разработки электронных книг, УМК

Умеет:

- использовать методы и способы, алгоритмы использования программных средств для создания цифровых ресурсов и учебно-методических материалов по безопасности жизнедеятельности

- использует традиционные  методы, способы и алгоритмы обработки программных средств  для разработки электронных учебно-методических материалов;

 - умеет с учетом психолого-педагогических и физиологических требований разрабатывать обучающие, контрольные учебно-методические материалы, методическую документацию по безопасности жизнедеятельности

- способен самостоятельно осваивать и использовать методы, способы и алгоритмы обработки программных средств  для разработки электронных учебно-методических материалов;

разрабатывает новые алгоритмы использования программных средств для разработки электронных учебно-методических материалов

Владеет:

- методами разработки цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических материалов в текстовых и графических редакторах; программах мультимедиа

- владеет технологиями использования программных средств Microsoft Word, Microsoft Excel; PowerPoint; Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw;   TestOnBest на уровне необходимом для разработки электронных учебно-методических материалов

- владеет технологиями использования программных средств Microsoft Word, Microsoft Excel; PowerPoint; Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw; Altarsoft Video Converter, Aurora Media Workshop, UVScreenCamera;   TestOnBest; e-book,  Flash MX на уровне необходимом для разработки электронных учебно-методических материалов

     

 

ОК-9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- объём и смысл понятий:

- знает сущность понятий: «браузер», «образовательный портал», «официальный портал органов власти», «поисковая система», «web-страница преподавателя», «социальные сети»; «доменное имя», «хостинг»

- знает основные способы использования web-технологий для размещения учебно-методических материалов в сети интернет

- имеет базовые представление о требованиях, предъявляемых к интернет – ресурсов в образовательном процессе

-знает психолого-педагогические, физиологические нормы восприятия и использования интернет ресурсов в образовательном процессе

- технологии использования интернет ресурсов в образовательном процессе безопасности жизнедеятельности

- знает технологии использования интернет ресурсов по безопасности жизнедеятельности

- знает различные методы и алгоритмы разработки дидактических материалов на основе интернет-ресурсов

Умеет:

- использовать интернет ресурсы для разработки дидактических материалов  по безопасности жизнедеятельности

-использовать для разработки образовательных, учебно-методических материалов информацию баз данных сайтов http://window.edu.ru/ Единое окно образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности;  www.school-obz.org – ОБЖ журнал МЧС России; сайтов официальных органов власти: МЧС РФ, Министерства образования РФ, Рособрнадзора РФ

-использовать интернет-технологии для обмена опытом между коллегами, представителями органов власти, способен организовать интернет-конференции

-разрабатывать и наполнять образовательными, методическими ресурсами персональный сайт преподавателя

-разрабатывать и  наполнять образовательными и методическими ресурсами сайт преподавателя на основе площадки конструктора сайтов

-разрабатывать и наполнять образовательными и методическими материалами персональный сайт преподавателя на основе языков кодирования

- организовывать с учетом требований безопасности рабочее место преподавателя при работе с интернет ресурсам

-использовать требования СанПиН, ГОСТ для образовательных учреждений при организации рабочего места преподавателя при работе с интернет ресурсами


Владеет:

-алгоритмами поиска и технологиями использования в образовательной деятельности интернет ресурсов

- логикой поиска информации; психолого-педагогическими методами оценки невербального восприятия информации в объеме, необходимом для использования интернет ресурсов в образовательной деятельности по безопасности жизнедеятельности

- психолого-педагогическими методами и методическими приемами обучения, в объеме необходимом для обучения учащихся в области использования интернет ресурсов по безопасности жизнедеятельности для самообразования

-технологиями разработки сайтов в объеме необходимом для разработки персонального сайта преподавателя

- технологиями разработки сайта преподавателя на основе платформы конструктора сайтов и бесплатного хостинга

 - технологиями HTML и CSS в объеме, необходимом для разработки сайта преподавателя на основе платформы платного хостинга

     

ОПК-5 способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- методы смысловой оценки форм подачи фактического материала в цифровом формате

- методы восприятия и анализа содержания и структуры научного текста по целям аналитических действий для выделения ключевых смысловых единиц  

- методы системного анализа научных текстов для выделения ключевых межпредметных связей, научного обоснования информации, актуализации ее проблематики

Умеет:

- структурировать используемый текст по смысловым блокам и функциям

-использовать теоретико-познавательные компоненты текста: выделять и переводить в цифровой формат теоретико-познавательные структурные единицы текста: научные понятия, классификации, задачи, опыты, обзоры, разделы

-использовать инструментально-практические компоненты текста: методы познаний, правила применения знаний, способы самостоятельного поиска знаний, описание задач, опытов, экспериментов, обзоры и разделы интегрирующие учебный материал

-разрабатывать внетекстовые материалы и связывать используемый текст с внетекстовыми материалами

-разрабатывать аппарат ориентировки в разрабатываемых ресурсах: оглавление, предисловие, рубрикаты, примечания, список литературы

-связывать рубрикаты разрабатываемого ресурса с интернет ресурсами, научным базами данных

- разрабатывать простейший аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы

-разрабатывать аппарат усвоение материала в форме электронных тестов и рейтинговых таблиц

-разрабатывать и логически связывать с текстом простейшие готовые графические материалы: фотографии, рисунки

-разрабатывать и логически связывать с текстом иллюстративный материал: сюжетные зарисовки, авторские видеоматериалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции, справочники, словари

Владеет:

-методами логического и системного изложения изучаемого материала

- логически излагает материал, определяет методы изложения материала, доводы, доказательства, методы акцентуализации внимания на ключевых положениях

- методами психологической акцентуализации на главных логических компонентах текста, позволяющих выстроить цифровой текст как целостную систему

-методами структурирования используемого текста и доступного изложения

- структурирует используемый текст на основе методов индукции, дедукции, аналогии, концентрации, ступенчатого изложения.

 - способен аргументировано структурировать текст с учетом психологического восприятия обучаемыми выделенных структурных блоков, как текстовых частей, оказывающих интенсивное невербальное воздействие на органы восприятия

 

ПК-3 готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- педагогические методы диагностики достижений обучающихся

- традиционные педагогические методы диагностики достижений обучающихся: опрос, контрольная работа, практическая работа, презентация

- новые педагогические  методы диагностики достижений обучающихся: портфолио, рейтинговая система

Умеет:

- использовать педагогические методы диагностики достижений  при разработке компьютерных средств контроля достижений обучающихся

-разрабатывать воспроизводимые в цифровом формате средства диагностики достижений обучающихся: контрольные вопросы, контрольные задания, практические работы, проектные задания

-разрабатывать воспроизводимые в цифровом формате технологические карты, творческие проектные задания, научно-исследовательские задания, тестовые задания

Владеет:

-методами структурирования  средств диагностики достижений обучающихся

-разрабатывает диагностические средства оценки достижений обучающихся, реализующие цели проверки сформированности у обучающихся: знаний, понимания, практического применения изучаемого материала

- разрабатывает диагностические средства оценки достижений обучающихся, реализующие цели проверки сформированности у обучающихся способности к анализу, синтезу и оценке изучаемого материала

 

ПК-5 способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень 

Повышенный уровень 

Знает:

- основные понятия в контексте сущности и структуры образовательной среды

- понятия: «информационная образовательная среда», «проектирование информационной образовательной среды», «информационно-коммуникативные образовательные ресурсы», «дистанционное образование»

- понятия: «современные комплексные технологии», «организации и использования информационной образовательной среды»

- предметные и метапредметные функции информационной образовательной среды

- обучающая,  развивающая, воспитательная, просветительская, мировоззренческая

- социокультурная,  управленческая, духовно-нравственная

-формы информационной образовательной среды

-предметная, локальная школьная, образовательная, познавательная, культурно-досуговая

-интегрированная, всероссийская, всемирная

-средства технологического обеспечения информационной образовательной среды

-компьютеры, мультимедиааппаратура, программные средства для разработки обр