МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное

 

государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»

 

 КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИИ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
 

Учебная программа дисциплины

Безопасный отдых и туризм

 для специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности», с дополнительной специальностью "Физическая культура"

 Форма обучения: очная

 Срок обучения: 5 лет

Аудиторные занятия (всего)50 
В том числе:
 
Лекции30 
Лабораторные занятия20 
Самостоятельная работа студента (СРС) 50 
Вид промежуточной аттестации зачет 9 сем.  
ИТОГО: Общая трудоемкость100 
  Разработчик: к.г.н., доцент  кафедры безопасности
жизнедеятельности и медицинских знаний            __________________ Т.В. Зязина
   
  Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний от « 3  » октября 2010 г. Протокол № 2
  Заведующий кафедрой, к.м.н., доцент                  __________________ Т.А. Романова
  Воронеж – 2010

 

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа:одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 заседания кафедрыот “26”октября  2011 г.Ведущий преподаватель ___________________Т. В. ЗязинаЗав. кафедрой ____________________________Т. А. Романова

Рабочая программа:одобрена на 2012/2013 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедрыот “6”сентября  2012 г.Ведущий преподаватель __________________Т. В. ЗязинаЗав. кафедрой ___________________________Т. А. Романова
  

Выписка из ГОС ВПО  

Безопасный отдых и туризм Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. Дальний и международный туризм. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей. Акклиматизация человека к различным природным условиям. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

 

1. Цель и задачи дисциплины 

Целью дисциплины является – овладение студентами комплексом  теоретических знаний и практических умений и навыков в области обеспечения безопасности в туризме.

Задачи дисциплины:–  формирование у студентов способности идентифицировать факторы и источники негативного воздействия в процессе осуществления туристической деятельности;–  овладение студентами комплексом теоретических знаний и практических умений оценки безопасности туристических маршрутов;–  овладение студентами современными, в том числе информационными средствами разработки комплекса мероприятий по обеспечению безопасности в туризме;–  формирование навыков разработки пакетов документов для обеспечения безопасности туристической деятельности;–  овладение комплексом знаний в области международного сотрудничества по вопросам обеспе6чения безопасности в туризме;–  овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по организации школьной и внешкольной работы по туризму.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 

Дисциплина «Безопасный отдых и туризм» относится к циклу дисциплин предметной подготовки федерального компонента  ДПП государственного образовательного стандарта 050104Областями  профессиональной деятельности специалистов, на которые ориентирует дисциплина «Безопасный отдых и туризм», являются учреждения образования, детского отдыха и туризма.  Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности специалистов:- обучение.-воспитание.-развитие,-просвещение.   Профильными  для данной дисциплины является учебно-воспитательная; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая профессиональная деятельность учителя  безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:в области учебно-воспитательной деятельности:- осуществление процесса обучения по вопросам обеспечения безопасности в туризме в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с образовательной программой;- планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов, в которых изучаются вопросы безопасности в туризме и в соответствии с учебным планом; в области культурно-просветительной деятельности:- планирование и проведение внеучебной деятельности по туризму в части обеспечения его безопасности;в области научно-методической деятельности:- выполнение научно-методической работы по разработке учебно-методических материалов в части обеспечения безопасности в туризме;в области организационно-управленческой деятельности:- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время туристических мероприятий;-  организация туристических мероприятий в образовательных учреждениях;- организация мероприятий по предотвращению рисков в туристической деятельности;    Для освоения дисциплины «Безопасный отдых и туризм» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения 

«­­­­Информатики»:- осуществление процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;- использование сетевых ГИС – ресурсов, официальных сайтов, порталов и баз данных для изучения безопасности в туризме. 

«Опасности природного характера и защита от них»:- оценка и прогнозирование природных рисков при разработке туристических маршрутов

«Опасности социального характера и защита от них»:- идентификация социальных опасностей при планировании туристических поездок в другие страны и отдаленные регионы России.

«Экология и безопасность жизнедеятельности»:- экологическая оценка безопасности туристических маршрутов;

 Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики в школе. 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студенты должны: 

Знать– наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов;- комплекс мероприятий по обеспечению безопасности в туризме;- методы обучения правилам безопасности в туризме;- требования к безопасности при осуществлении выездного туризма;- механизмы адаптации и акклиматизации в различных туристических регионах;- способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном

Уметь–  осуществлять мониторинг и прогнозирование потенциальных опасностей в туризме;– разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности туристических маршрутов с учетом специфики маршрута;- выявлять нарушения состояния организма туристов и оказывать доврачебную помощь;- использовать информационные технологии для обеспечения мероприятий по безопасности в туризме;- разрабатывать учебно-методическое обеспечение для образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в части обеспечения безопасности в туризме;- осуществлять культурно-просветительскую работу среди населения по вопросам обеспечения безопасности в туризме. 

Владеть–  методами изучения и системного анализа научной и методической литературы в области безопасности в туризме;- методами и средствами идентификации, мониторинга, прогнозирования и оценки качества туристических маршрутов;– современными методами исследований и программным обеспечением необходимым для осуществления научных исследований по вопросам безопасности в туризме;- современными педагогическими технологиями и программным обеспечением, необходимым для разработки учебно-методических материалов в части обеспечения безопасности в туризме;  - технологией обработки  сетевых ресурсов (локальных и глобальных) в объеме необходимом для использования знаний и умений по обеспечению безопасности в туризме;- технологиями коммуникации, современной научной терминологией в объеме позволяющей осуществлять, связь в органами госкомприроды, МЧС, учреждениями здравоохранения, образования. 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работыВсего часовСеместры
9
Аудиторные занятия (всего)5050
В том числе:

Лекции (Л)3030
Практические занятия (ПЗ)--
Семинары (С)---
Лабораторные работы (ЛР)2020
Самостоятельная работа  (всего)5050
В том числе:


Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен)
зачет
Общая трудоемкость                                                    часы

100100
 

 5. Содержание дисциплины

 5.1. Содержание разделов дисциплины в дидактических единицах 


№ п/пНаименование раздела учебной дисциплиныСодержание раздела
ДЕ 1. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов
1Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походовПонятие туризма и туристической деятельности. Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме
ДЕ 2. Дальний и международный туризм.
2Международные туристические макрорегионы.Классификации туристических макрорегионов (ВТО). Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме. Туристические формальности.
 Действия при чрезвычайных ситуациях за границейСлужбы оказания помощи иностранным туристам. Медицинская и социальная помощь. Защита туристов от криминальных посягательств
ДЕ 3. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.
3Организационные мероприятия по обеспечению безопасности туристических маршрутов.Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС.
 Организационные мероприятия в туристической группеТребования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания.
 Требования к снаряжению.Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий
 Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.Инструктажи. Специальная подготовка
ДЕ 4. Ориентирование на местности.
4Основы топографии и картографии Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты.
 Ориентирование по объектам природыОриентирование в лесу, горах, на равнинных открытых участках
 Ориентирование по  техническим сооружениямОриентирование по гражданским и культовым сооружениям, коммуникациям, техногенным звукам, определение расстояния до объекта
ДЕ 5. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.  
5Экстремальные природные регионы.Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах.
  Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.
 

 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 


№ п/пНаименование раздела дисциплиныЛекц.Практ.зан.Лаб.зан.Сем.СРСВсего
9 семестр
1Понятие туризма и туристической деятельности. Основные опасности в туризме.2
 
24
2Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме2
 2
48
3Классификации туристических макрорегионов (ВТО). 2


24
4Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме.2
2
48
5Туристические формальности.2
2
48
6Действия при чрезвычайных ситуациях за границей2
 
24
7Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС.2
 2
48
8Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания.2
2
48
9Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий2
 2
48
10Инструктажи. Специальная подготовка2
2
48
11 Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты.2
2
48
12Ориентирование по объектам природы2


24
13Ориентирование по  техническим сооружениям2


24
14Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах.2- 2-48
15Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.2
2
48


30
20
 50100

Всего:10
20
 3060
 

 

6. Лабораторный практикум 


№ п/пНаименование раздела дисциплиныЛаб. зан.
1Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризме Анализ нормативно-правовых актов: Закон о туризме и туристической деятельности.
2Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме.Изучения хартии безопасности в туризме.
5Туристические формальности.Анализ нормативных требований в части безопасности в туризме
7Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС. Разработка безопасного туристического маршрута
8Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания.Составление раскладки питания (маршрут по выбору студента)
9Подбор снаряжения для различных климатогеографических условий Подбор снаряжения в соответствии с маршрутом (маршрут по выбору студента)
10Инструктажи. Специальная подготовкаРазработка инструктажа по технике безопасности для конкретного маршрута
11 Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты.Чтение топографических знаков
14Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах. Комплексная характеристика экстремальных природных регионов
15Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.Алгоритмы выживания и системы жизнеобеспечения в экстремальных регионах (регион по выбору студента)


20

Всего:20
 

7. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов


№ п/пНаименование раздела дисциплиныСРС
1Понятие туризма и туристической деятельности. Основные опасности в туризме.Анализ основных терминов и определений. Разработка электронного словаря терминов.
2Основные опасности в туризме. Нормативные основы обеспечения безопасности в туризмеОбзор нормативной базы в части безопасности в туризме
3Классификации туристических макрорегионов (ВТО). Разработка ГИС карты «Туристические макрорегионы» Zulu 7.0
4Международные документы в части обеспечения безопасности в туризме.Обзор нормативных актов сайта всемирной туристической организации
5Туристические формальности.Обзор нормативных актов в части оформления туристических формальностей.
6Действия при чрезвычайных ситуациях за границейРазработка алгоритма действия туриста при чрезвычайных ситуациях за границей.
7Разработка нормативных актов в части обеспечения безопасности в туризме. Согласование маршрутов с органами МЧС.Разработка туристического маршрута для согласования с МЧС
8Требования к бытовому, медицинскому обеспечению. Раскладка питания.Подбор медицинских средств для туристического маршрута
9Подбор снаряжения для различных климатогеографических условийОбзор современного туристического снаряжения. Разработка презентации
10Инструктажи. Специальная подготовкаРеферат «Специальная подготовка туристов» (на примере конкретного маршрута
11 Ориентирование по топографическим картам. Чтение карты.Чтение знаков топографической карты
12Ориентирование по объектам природыСпособы ориентирования по объектам природы. Презентация
13Ориентирование по  техническим сооружениямСпособы ориентирования по техническим сооружениям. Презентация.
14Общая характеристика экстремальных природных регионов. Адаптация и акклиматизация в экстремальных природных регионах.Реферат «Механизмы адаптации и акклиматизации»
15Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.Презентация «Выживание в экстремальных условиях» (на примере конкретного региона)


 50

Всего: 50

 
 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 а) основная литература

 1. Зязина, Т. В Безопасный отдых и туризм : учеб. пособие для студ. V к.фак. физ.культуры и БЖ / Т. В. Зязина, Е. А. Высоцкая , В. В. Лобачев . — 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2008. — 239 с. : ил. — Тираж 80 экз.
 

б) нормативные акты

 1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

2. Глобальный этический кодекс туризма http://www.unwto.org/ethics/index.php

3. Хартия туризма http://www.rostourunion.ru/dokumenty/megdunarodnoe_pravo/hartiya_turizma/ 

 в) дополнительная литература

 1.   Баумгартен Л. В. Стандартизация и сертификация в туризме. Практикум   - М.: Дашков и Ко, 2010. http://www.biblioclub.ru/search.php?action=search&first=1

2. Егоренков Л. И. Введение в технологию туризма: учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 153 с. http://www.biblioclub.ru/59694_Vvedenie_v_tekhnologiyu_turizma_uchebno_metodicheskoe_posobie.html

3. Куприна Л. Е. Туристская картография: учебное пособие. - М.: Флинта, 2010. - 279 с. http://www.biblioclub.ru/54567_Turistskaya_kartografiya_uchebnoe_posobie.html4. Рябова И. А. Исмаев Д. К. Путилина С. Н.

4. Словарь международных туристских терминов. -М.: Издательство Книгодел, 2005. - 466 с. http://www.biblioclub.ru/63594_Slovar_mezhdunarodnykh_turistskikh_terminov.html

 г) программное обеспечение

 1. Текстовые редакторы: Microsoft - Word, WordPad, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Access.

2. Графические редакторы: CorelDRAW, Paint, MapInfo Professional.

3. Мультимедиа: Macromedia Flash, PowerPoint.

4. Интернет: Opera, Internet Explorer.

 г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 1. Базы данных:

 1. Экологический раздел сайта ГПНТБ России http://ecology.gpntb.ru/ecolibrary/

2. Программы для расчета экологических рисков  (установочные файлы) http://www.energosoft.info/soft_ecolog.html

3. Научная библиотека Оренбургского государственного университета . Базы данных по экологии. http://libr.orensau.ru/content/view/44/

2. Информационно-справочные системы

 Сайт Всемирной туристической организации http://www2.unwto.org/

Гринпис России - официальная страница. http://www.ibrae.ac.ru/
 

3. Поисковые системыwww.yandex.ruwww.google.ruwww.rambler.ruwww.yahoo.com

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 1. Учебные аудитории:

 1.1. Учебные аудитории для проведения лабораторных работ № 301, 302.1.2. Учебная аудитория для проведения лекций № 402. 

 

2. Приборы и оборудование.

 2.1. Проектор Tpson EB-S6

.2.2. Экран настенный ScreenMedia Goldview 183х244cm, MW, 4:3, подпруженный, 4-уг.

2.3. Графический планшет Wireless Pen Table A5 (Graphire Bluetooth) (CTE-630BT3)/

2.4. Ноутбук 15,6 ASUS X58Le.

2.5. Универсальный потолочный настенный комплект Paramount, состоящий из крепления+штанги 42-65.

2.6. Фотоаппарат цифровой Konika Minolta.

2.7. Экран на штативе Draper Consul 178х178.

2.8. Баромерт-анероид.

2.9. Гигрограф

2. 10. Психрометр.

2.11. Фотооксигемометр комбинированный индикаторный.

 3. Мультимедиаресурсы:

 3.1. Мультимедиаресурсы для лекции:

 3.1.1. Туристические макрорегионы.

3.1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности в туризме.

3.2. Учебные фильмы:

 3.2.1. Автономное выживание в природе 12 серий ВВС.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 

Теоретическая часть изучается в форме аудиторных занятий и внеаудиторной работы.Аудиторные занятия (лекции) реализуются в форме сочетания проблемной лекции и лекции визуализации. Материал излагается в форме последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных ситуаций касающихся экологической безопасности. Проблемные ситуации должны содержать в себе диалектическое противоречие, заключающееся в том, экономический рост и развитие производства могут способствовать росту материального достатка нации, но при антропоцентрическом подходе приводят к нарушению экологического равновесия, что в свою очередь снижает качество среды обитания и способствует росту заболеваемости населения, увеличивает риски возникновения чрезвычайных ситуаций.Для разработки проблемной лекции преподавателю необходимо проанализировать и выделить ключевые стержневые линии раздела, выбрать основные глобальные и региональные экологические проблемы и методические приемы, позволяющие  активизировать мыслительную деятельность студентов в направлении разрешения обозначенных проблем экологической безопасности.  Ориентирующая функция преподавателя при изложении данного раздела заключается в том, что он должен конкретизировать поставленные проблемы, ознакомить студентов с основными ключевыми понятиями в области экологической безопасности.  Визуализация реализуется путем использования мультимедиалекций, которые разработаны для каждого раздела. 

Практическая часть изучается в форме аудиторных лабораторных работ и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Для выполнения лабораторных