2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности» относится к циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.11) федерального компонента ДПП государственного образовательного стандарта 050104 Областями профессиональной деятельности специалистов, на которые ориентирует дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности», являются учреждения образования, детского отдыха и туризма. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности специалистов: - обучение. -воспитание. -развитие, -просвещение. Профильными для данной дисциплины является учебно-воспитательная; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая профессиональная деятельность учителя безопасности жизнедеятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения по разделам экологической безопасности в образовательном процессе области знания «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов, в которых изучаются вопросы экологической безопасности программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения разделов экологической безопасности в курсе «Безопасность жизнедеятельности», в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к изучению разделов экологической безопасности; в области культурно-просветительной деятельности: - формирование культуры экологической безопасности учащихся; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы по разработке учебно-методических материалов по экологической безопасности; - самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: - рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; - организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся в области экологической безопасности; - организация экологической безопасности образовательных учреждений; - организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций экологического характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий; - оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций экологического характера. Для освоения дисциплины «Экология и безопасность жизнедеятельности» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Математики»: - знания о методах математической статистики, умения навыки математической обработки информации для изучения динамики экологического состояния окружающей среды, заболеваний населения, обусловленных качеством окружающей среды; «Информатики»: - осуществление процессов сбора, передачи, обработки и накопления экологической информации; - использование технических и программных средств мониторинга и прогнозирования экологических процессов; - разработка моделей решения экологических проблем; - использование сетевых ГИС – ресурсов, официальных сайтов, порталов и баз данных для изучения экологической безопасности. «Физики»: - основы молекулярной физики, закономерности круговорота и перераспределения веществ и энергии. «Химии»: - химическая термодинамика и кинетика; - реакционная способность веществ; - химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ. «Биологии с основами экологии»: - живые системы, влияние факторов окружающей среды на живые системы; - физиология человека, воздействие факторов окружающей среды на физиологические функции организма; - экология человека; - охрана природы. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Безопасный отдых и туризм», «Опасности техногенного характера», прохождения учебной практики по безопасности жизнедеятельности, прохождения педагогической практики по безопасности жизнедеятельности в 7, 8, 9 классах, подготовки к выполнению профессиональной деятельности педагога-организатора безопасности жизнедеятельности по разработке паспорта безопасности образовательного учреждения. |